Сущность, характеристика и основные виды конфликтов

Социальный конфликт – это борьба за
ценности и права на обладание статусом,
мощью и ресурсами, в которой цели
противников состоят в нейтрализации,
нанесении ущерба или устранении друг
друга.

Конфликт имеет свой объект. Объект
конфликта – это истинная причина по
которой происходит столкновение
участников. Предмет конфликта – это те
противоречия между сторонами, которые
они пытаются разрешить
. В предмете
конфликта выражается его сущность.
Объект конфликта может быть явным или
скрытым, а предмет всегда проявляется
отчётливо.

Структура конфликта:

1.наличие противоборствующих сторон
(субъекты конфликта);

2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт
(объект конфликта);

3.характер разрешения спора (мирный либо
насильственный).

Субъектконфликта – это его активная
сторона, способная по своей воле создавать
конфликтную ситуацию и влиять на неё.

Причины конфликтов делятся на:

  1. психологические (несовместимость,
    антипатия, стремление личностей к
    власти, лидерству);

  2. социальные (столкновение статусов,
    борьба за смену ценностей, идей,
    противоречия между материальными
    интересами).

  3. экономические (борьба за перераспределение
    доходов).

Конфликты подразделяют на различные
виды.

По месту и охватусоциальной пирамиды
конфликты делят на горизонтальные и
вертикальные;

По характерувсе конфликты делят
на: конфликты, имеющие контактный,
открытый характер (война, революция);
конфликты, имеющие скрытый, бесконтрольный
для противоборствующих сторон характер.

По длительности различают:
долговременные, краткосрочные конфликты.

По сферам социальной деятельностиконфликты делят на: экономические,
административно-управленческие,
политические. национальные, религиозные,
военные и т.д.

По количеству и составу участниковконфликты дифференцируют на: личностные,
групповые, классовые, этнические,
межгосударственные, межконфессиональные,
идеологические.

По способам разрешения конфликты
бывают: мирными и вооружёнными.

По уровню, на котором возникают и
протекают
конфликты классифицируют
как межличностные, межгрупповые,
социентальные (на уровне одной нации),
международные, всемирные (глобальные)
[3, с. 240].

Стадии социального конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация неявного
    накопления противоречий;

  2. Стадия активного протекания конфликта
    с использованием различных методов и
    способов борьбы вплоть до применения
    силы;

  3. Стадия разрешения конфликта, имеющая
    свои фазы и формы до полного или
    частичного разрешения [4, с.
    237].

Важным аспектом теории конфликта
является изучение его динамики и способов
разрешения. Р. Дарендорф в своей теории
сформулировал условия протекания
конфликта
с учётом остроты и
способов разрешения. Таковыми являются:

— образование конфликтных групп, которое
зависит от технических, социальных и
политических условий;

— чем больше власть связана с
перераспределением ресурсов, тем острее
конфликт;

— увеличение числа бедных в обществе
ведёт к возможности насильственного
разрешения конфликта;

— замедление вертикальной мобильности
ведёт к обострению конфликта между
высшими и низшими слоями общества;

— возможность согласия между конфликтующими
сторонами смягчает остроту конфликта,
его насильственное разрешение;

— чем острее конфликт, тем больше
изменений происходит в социальной
структуре;

— чем больше насилия в конфликте, тем
выше темпы структурных изменений в
обществе [3, с. 240].

Функции социального конфликта делятся
на негативные и позитивные.

Позитивные функции конфликтов:

1. Способствование социальному прогрессу:
конфликт вскрывает и разрешает социальные
противоречия, стимулирует социальные
процессы, придаёт обществу динамичность,
поощряет творчество и инновации.

2. В открытой социальной системе конфликт
выполняет функцию предохранительного
клапана, своевременно выявляя возникающие
противоречия и сохраняя социальную
систему в целом.

3. Конфликт поддерживает и укрепляет
баланс сил в обществе
. Он пополняет
знания субъектов конфликта друг о друге
и об окружающей среде, усиливает их
внутригрупповую интеграцию.

4. Конфликт повышает интенсивность
социальных связей и отношений
. Межгрупповой
конфликт способствует внутригрупповой
интеграции и идентификации, укрепляет
единство группы, нации, общества,
мобилизирует их внутренние ресурсы.

Негативные функции конфликта:

1. создаёт угрозу жизни и здоровью людей,
наносит им моральный и материальный
урон;

2. ведёт к беспорядку и нестабильности;

3. способствует социальной деградации
[1, с
. 106].

Иначе говоря, конфликты бывают
созидательные и разрушительные. Главное
не избегать конфликтов, что практически
невозможно, а уметь переводить конфликты
в созидательное русло, избегая
разрушительных последствий.

Кафедра философии, социологии и теории социальной коммуникации

Контрольная работа по дисциплине: «логика»

На тему: «операция определения понятий»

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы 203 РСО

Лазарева А.М.

Научный руководитель:

Кандидат философских наук, доцент

Бикметова Т. И.

Нижний Новгород

2017 год

Содержание.

Введение

1. Сущность конфликта и его виды

2.Причины возникновения конфликта в организации

3.Способы управления конфликтными ситуациями

Заключение

Список литературы.

Введение

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия как основного звена народного хозяйства. Рынок поставил организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. В связи с эти меняются отношения межу руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. В связи с этим развитие социальной среды организации, вопросы управления персоналом играют немаловажную роль. Эту среду образует сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам. Следовательно, одной из главных задач социального развития организации является создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной работе, раскрытие интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом. Но в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой возникают конфликты, безусловно, играющие дестабилизирующую роль. В частности, особенностям управления конфликтами в организации посвящена работа. Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликта. Большинство руководителей любых уровней управления на вопрос о том, как они относятся к конфликтам в организации, ответят, что это плохо, нежелательно для руководителя. Очевидно, это происходит от неумения разрешать конфликтные ситуации, управлять ими и предупреждать их возникновение.

ЦЕЛЬ контрольной работы — выявить основные особенности управления конфликтом в организации и их причины.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить сущность конфликтов и их виды;

2. выявить причины возникновения конфликтов в организации ;

3. охарактеризовать способы управления конфликтными ситуациями.

Объектом исследования данной контрольной работы является конфликт. Предметом исследования являются причины и пути решения конфликтов.

Сущность и виды конфликта

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. В жизнедеятельности организации как коллектива постоянно возникают и преодолеваются многочисленные противоречия по широкому кругу вопросов. Разумеются не все из них попадают под определение конфликт. Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно.

Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей.

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от критериев, которые берутся за основу. Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия) может быть описан с помощью основных параметров взаимодействия:

— ценности взаимодействия. Любой вид взаимодействия наделяется его участниками тем смыслом, которыйони для себя в нем видят или хотели бы видеть. Ценностная сторона взаимодействия людей, в сущности, ставит вопрос «зачем» или «ради чего». Независимо от того, формулируют ли сами участники взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у них всегда существуют доминирующие ценности, которые направляют их действия, создавая определенную модель их поведения во взаимодействии.

— интересы участников взаимодействия. Каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них люди рассматривают для себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их удовлетворять.

— средства (способы, пути) реализации целей. Наличие определенных целей предполагает и наличие или поиск соответствующих средств, способов, путей их достижения. Вопрос о способах затрагивает процессуальную сторону взаимодействия, его организацию — «как это делается».

— потенциал участников взаимодействия. Успешное решение задач взаимодействия предполагает, что его участники имеют уровень компетентности, сумму знаний, набор навыков (пусть самых простейших), физические возможности, необходимые для его осуществления, то есть их потенциал соответствует комплексу требований, предъявляемых взаимодействием.

— правила взаимодействия (предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия каждого в принятии общих решений, правила «поведения» по отношению друг к другу и т. д.).

По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации.

Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:

А) вовлеченных в него субъектов:

-внутриличностные;

— межличностные;

— межгрупповые;

— между отдельным человеком и группой.

Б) исхода:

— деструктивные;

— конструктивные.

В) вовлеченных организационных уровней:

— горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);

— вертикальные (при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней).

Г) длительности протекания:

— кратковременные;

— затяжные.

Д) источника возникновения:

— субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта);

— объективные (экономические, технологические, организационные факторы).

Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты.

— конфликт принято называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей;

— в нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт перестает быть средством достижения целей, но становится самоцелью, иногда — способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности. Для разрешения его нужно перевести в реалистический.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе кон взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений н именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

1) Информационный фактор—это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.

2) Структурный фактор — формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: «доступные ресурсы, процедуры принятия решения».

3) Ценностный фактор — те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

-групповые системы верований и поведения;

— системы верований и поведения общества;

— ценности всего человечества;

— профессиональные ценности;

— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4) Фактор отношения — удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:

— основа отношений (добровольные или принудительные);

— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

— ожидания от взаимоотношений;

— важность взаимоотношений;

— ценность взаимоотношений;

— длительность взаимоотношений;

— совместимость людей в процессе взаимоотношений;

–вклад сторон во взаимоотношения и т.д.

5) Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:

1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.

2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).

3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.

4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.

5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).

6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.

7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива

8. Личностные характеристики отдельных людей — специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми).[9]

Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в организациях не представляется возможным, но среди основных причин конфликта в организации можно выделить и следующие:

— распределение ресурсов. Даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

— взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

— различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается изготовлением простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации.

— различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях – весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят.

— различия в манере поведения и в жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

— неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Основными проблемами передачи информации, вызывающие конфликт являются неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

Существование перечисленных источников, или причин, конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными.

Рекомендуемые страницы: