Ресурсоснабжающие организации и исполнители коммунальных услуг

Проект строительства каждого многоквартирного дома включает обязательно и монтаж систем снабжения квартир газом, водой, электричеством, отоплением.

Ресурсы, поставляемые жильцам квартир, обеспечивают комфортные санитарно-гигиенические условия проживания, безопасные для здоровья и удобные для быта.

Электричество, газ, вода поставляются специализированными компаниями, они сотрудничают с потребителями на основании договоров, получают оплату за свои услуги. Ресурсоснабжающая организация – это компания, которая поставляет многоквартирному дому тот или иной ресурс, без которого невозможно создание нормальных условий для жизни.

Между таким исполнителем коммунальных услуг и жильцами дома существует определенный принцип расчета, взаимодействия, все это определяет договор с организацией. В данном документе определяется ответственность за некачественную услугу и ответственность за долги по ее оплате.

ВАЖНО! Чаще всего Ресурсоснабжающие организации и потребители сотрудничают через посредника, в роли которого выступает Управляющая Компания.

Закон

Действует несколько законодательных актов в сфере ЖКХ, которые должны соблюдать потребители, Управляющие компании и организации, чья деятельность – ресурсоснабжение:

  • Основной сборник правовых актов – Жилищный кодекс.
  • Также в разное время были приняты Постановления Правительства под номерами 124, 307, 354.
  • Некоторые моменты предоставления коммунальных услуг регламентируются и Федеральным Законом под номером 176.

Понятие

РСО- что такое в ЖКХ? Расшифровка РСО – Ресурсоснабжающая организация. Такое название дается компаниям, которые поставляют потребителям следующие ресурсы – вода (холодная и горячая), тепло, газ, электричество.

ВНИМАНИЕ! Ресурсоснабжающими организациями называют и те, которые транспортируют указанные ресурсы, доставляют их непосредственно до объектов.

Какие еще услуги могут оказывать РСО? Для своих клиентов, жильцов многоквартирного дома, они также могут выполнять следующие виды коммунальных работ:

  1. Вывозить мусор.
  2. Обеспечивать освещение дома и придомовой территории.
  3. Заниматься уничтожением грызунов и опасных насекомых.
  4. Обеспечивать доступ к телевизионным антеннам коллективного типа работы.

Разница с Управляющей Компанией

Не нужно совмещать понятия УК и РСО, у этих организацией есть отличия в целях и направлениях работы:

  • Управляющая компания занимается обслуживанием конкретного многоквартирного дома (нескольких домов), его придомовой территории, управляет его содержанием и эксплуатацией. Также она осуществляет свою деятельность на основании договора с жильцами МКД, собственниками квартир. РСО может поставлять свои ресурсы целому городу или определенным его районам.
  • УК является юридическим лицом, возлагающим на себя обязанности быть посредником между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Эта компания аккумулирует средства оп оплате ресурсов и услуг РСО.
  • На деловом языке Управляющая Компания – это подрядчик коммунальных услуг, главный исполнитель, а РСО – субподрядчик. Он действует уже в рамках договора между Управляющей компанией и жильцами дома.
  • У Управляющей Компании более широкий список услуг, обязанностей перед потребителями. Ей нужно обслуживать общедомовое имущество, заниматься ремонтами (текущим и капитальным), при необходимости проводить реставрацию или реконструкцию здания.
  • У ресурсоснабжающей организации задачи более однообразные – она поставляет ресурс, следит за транспортировкой, обслуживанием и состоянием определенной сети. К обслуживанию всего здания такая организация отношения не имеет.

Расчет потребителя с ресурсопоставляющей компанией может осуществляться и через Управляющую Компанию, и напрямую.

Также и заключение договоров о сотрудничестве, поставках ресурса может быть или через УК, или напрямую, если РСО сама выступает в роли исполнителя коммунальной услуги или услуг.

Исполнитель коммунальных услуг

Управление многоквартирным домом в пределах Москвы и других городов осуществляется несколькими способами:

  1. Жильцы дома выбирают для себя Управляющую компанию, которая занимается обслуживанием домом, управлением его эксплуатацией, выступает посредником между МКД и РСО. В РФ есть законодательно утвержденная обязанность УК заключать договора с поставщиками ресурсов и собирать с жильцов деньги за потребленный газ, воду, тепло.
  2. Разрешены законом такие форму управления домом, как ЖСК и ТСЖ.
  3. Также собственники квартир и дома в целом могут сами заниматься управлением своего дома. И в таком случае они самостоятельно налаживают сотрудничество с поставщиками ресурсов, для чего им понадобится перечень организаций, занимающихся поставками.
  4. Представители дома должны организовать подписание договоров с поставщиком, сбор средств для оплаты услуг и их передачу исполнителю. Комплекс работ, который потребует обслуживание дома, очень большой и ответственный, поэтому все больше МКД доверяют свой быт Управляющим Компаниям или ТСЖ.

Если многоквартирный дом не выбрал для себя способ управления, Ресурсоснабжающая организация выступает как исполнитель коммунальной услуги. Также на нее возлагаются такие обязанности в период перехода от одной формы управления к другой.

Изменение в законодательстве

ВНИМАНИЕ! С 2019 года граждане получили возможность заключать договора о поставках напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Для такого действия должно быть одно из оснований, предусмотренных законом:

  • Заключить договор на прямую с поставщиком имеет право владелец частного дома, коттеджа.
  • При непосредственном управлении дома самими жильцами. Данная форма управления выбирается общим собранием при большинстве голосов «за». Но эта форма специфическая, она больше подходит для домов с небольшим количеством квартир.
  • Заключить договор могут и пользователи помещений нежилых, но находящихся в пределах многоквартирного дома.
  • РСО может подписать договор о сотрудничестве с потребителем напрямую, если в многоквартирном доме действует переходный период между другими формами управления.

Если Управляющая Компания стала должником ресурсоснабжающей организации и не переводила средства плательщиков поставщику, жильцы дома могут заключить договор с РСО напрямую, без посредника.

УК может даже объявить банкротство в таком случае, а потребитель не может остаться без поставок ресурсов, обеспечивающих возможность жить в квартире.

Преимущество

Население городов больше знакомо с работой Управляющих Компаний, непосредственное сотрудничество с поставщиком, без посредника, пока вызывает много вопросов. Есть ли плюсы у заключения договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую?

  1. Сотрудничество с поставщиком осуществляется напрямую, нет такого фактора, как коллективная ответственность. Если потребитель ресурса регулярно и в полном объеме оплачивать услуги, никто не будет пугать его отключением всего дома из-за нескольких должников.
  2. При прямом сотрудничестве жильцы дома уже не оплачивают услуги Управляющей Компании, зарплату ее сотрудников.

Закон разрешает жильцам дома выбирать поставщика из списка организаций с учетом стоимости ресурса, цены за поставку, качества работы. Поставщики таким образом стают конкурентами по отношению друг к другу, должны завоевывать себе имидж, повышать качество работы.

Но так ли легко управлять домом без услуг Управляющей Компании. Собственникам квартир нужно очень хорошо подумать, прежде чем отказывать от услуг УК.

Ведь помимо поставок ресурсов, вывоза мусора или уничтожения грызунов, МКД требует еще целых ряд регулярных действий по своему обслуживанию. Необходима уборка дома и территории, выполнение ремонта, решение целого ряда других значимых вопросов, которые и решает Управляющая Компания. Кто возьмет их на себя?

К тому же, без УК многоквартирному дому сложно попасть в программу по капитальному ремонту с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Расчет за услуги

Если домом управляет УК, жильцы квартир перечисляют средства ей за полученные коммунальные услуги и ресурсы, а дальше компания рассчитывается с поставщиками.

ВАЖНО! По Федеральному закону под номером 176 исполнитель услуг несет ответственность за правильное начисление коммунальных платежей.

Если исполнитель УК, она обязана правильно делать расчет за расходованные ресурсы, при ошибках ее ожидают штрафные санкции. При прямом сотрудничестве потребителя с РСО эта организация будет отвечать за неправильное начисление коммунальных платежей. Штраф составит половину от начисленной суммы.

Наказать исполнителя услуг может сам потребитель, если напишет соответствующее заявление с требованием перерасчета. РСО не отреагировала на обращение? Следует отправить сигнал в Роспотребнадзор, написать жалобу. Следующая инстанция – суд. Но до подачи искового заявления обязательно следует пройти весь путь до судовых действий.

Сфера ЖКХ не может стоять на месте, она также должна совершенствоваться, меняться. И одним из таких изменений стало предоставления выбора формы управления дома, исполнителя коммунальных услуг. Жильцы МКД могут выбирать между УК, ТСЖ, прямым сотрудничеством с ресурсоснабжающей организацией.

Главное, чтобы дом и отдельные квартиры были обеспечены постоянно качественными коммунальными услугами и ресурсами. Заключение прямого договора с РСО делает сферу расчетов в ЖКХ более прозрачной и открытой.

Наш сайт «ukaz.wiki» является некоммерческим проектом и существует только благодаря энтузиазму автора.
К сожалению, финансовая ситуация в стране и значительно «подросший» доллар, вынуждает обратиться за помощью.
Любая помощь проекту — это добрый шаг с вашей стороны, вы становитесь хотя бы немного, но соавтором проекта и непосредственным образом влияете на его дальнейшее развитие.

Ольга Олейникова, юрист

Гражданин-потребитель, как правило, в правоотношениях выступает слабозащищённой стороной. Именно поэтому с целью установления баланса интересов было разработано законодательство о защите прав потребителей. Одной из сфер, где правовому положению потребителей уделено особое внимание, является сфера предоставления жилищно-коммунальных услуг. Контрагентами потребителя в складывающихся в этой сфере отношениях выступают ресурсоснабжающие организации ― бесспорные монополисты на рынке предоставления коммунальных услуг, а также управляющие организации, конкуренция между которыми весьма ограничена.

В настоящей статье даётся анализ самых «проблемных» споров с точки зрения защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ресурсоснабжающая организация как исполнитель коммунальных услуг

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или ресурсоснабжающая организация (при непосредственной форме управления многоквартирным домом). Указанное правило Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ― ЖК РФ) является императивным. Это означает, что в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирном доме выбран отличный от непосредственной формы способ управления многоквартирным домом, ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг.

Вместе с тем, несмотря на указанное императивное правило, суды позволяют себе давать двоякое толкование системе договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Так, предметом рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации стало заявление о признании недействующим пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление № 354), согласно которому управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

По мнению заявителя, указанная норма ограничивает право собственника жилого помещения на реализацию его волеизъявления, выраженного в решении общего собрания, закрепившего порядок ведения управления управляющей организацией путём определения даты предоставления коммунальных услуг этой организацией.

Разрешая дело, суд указал, что управляющая организация не может оказывать коммунальные услуги потребителям без заключения договора поставки коммунальных ресурсов с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Доводы о том, что оспариваемое нормативное предписание порождает неопределённость в вопросе внесения платы за предоставленные коммунальные услуги, суд посчитал необоснованными. Ресурсоснабжающая организация, как и управляющая, может являться исполнителем коммунальных услуг. Договор, содержащий положение о предоставлении коммунальных услуг, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем. Соответственно, в период, в течение которого выбранная управляющая организация ещё не заключила договора поставки коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация признаётся исполнителем коммунальных услуг, несмотря на наличие лица, осуществляющего управление многоквартирного дома1.

Плата за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды

Коммунальные услуги, потребляемые в результате использования общего имущества в многоквартирном доме, признаются общедомовыми нуждами. Плата за общедомовые нужды осуществляется исходя из установленных нормативов потребления. Однако в случае, когда в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта, их размер определяется как разница показаний коллективного (общедомового) прибора учёта и суммы показаний индивидуальных приборов учёта.

Расчёт размера платы за общедомовые нужды сопряжён с появлением так называемых небалансов, которые также подлежат оплате. Причины их возникновения разные: плата за потребляемые коммунальные услуги по нормативу (появляется сверхнормативное потребление), непредставление ежемесячных показаний приборов учёта, потери в сетях вследствие их ненадлежащего содержания лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В любом случае, перед участниками отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг встаёт вопрос: кто же должен оплачивать возникающие небалансы при потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды?

Абзацы второй и третий пункта 44 Постановления № 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, решения о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объём коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счёт собственных средств.

При этом установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Постановления № 354 порядок расчёта не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Позиция Верховного суда Российской Федерации по данному вопросу сводится к тому, что отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.2

Указанная позиция суда во взаимосвязи с вышеприведённой по вопросу о том, может ли ресурсоснабжающая организация являться исполнителем коммунальных услуг, порождает неравенство субъектов. Если судами установлено, что ресурсоснабжающие организации, наряду с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, могут являться исполнителями коммунальных услуг, то почему же в вопросе платы сверхнормативного потребления на общедомовые нужды такие исполнители «остаются в стороне», в результате чего потребители вынуждены самостоятельно нести все расходы, связанные с общедомовым потреблением.

Так, жители г. Дзержинска Нижегородской области обратились в суд с требованием признать действия ресурсоснабжающей организации по выставлению счетов на оплату электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, противоправными. Ресурсоснабжающая организация является поставщиком коммунальных ресурсов, в то время как исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация. В этой связи управляющая организация, как исполнитель, должна выставлять потребителям счета на оплату электроэнергии, потребляемой в том числе на общедомовые нужды.

Вместе с тем суд посчитал иначе. В отсутствие договора, заключённого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, ресурсоснабжающая организация вправе выставлять платёжный документ и взимать плату как за электроэнергию, потребляемую в индивидуальных помещениях, так и за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды. В указанных условиях ресурсоснабжающая организация может быть отнесена к исполнителю коммунальных услуг. Если управляющая организация не заключила договоров поставки коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.3

Важно отметить, что ранее тот же Дзержинский городской суд Нижегородской области придерживался другой позиции.

«Исходя из анализа указанных правовых норм следует, что производить расчёт и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имеет право взимать плату и выставлять квитанции за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нём помещений либо на основании принятого в установленном порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации».4

Таким образом, ресурсоснабжающая организация не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жителей многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющей организацией или товариществом собственников жилья, плату за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды. Указанные действия являются незаконными.

Споры о качестве предоставленной коммунальной услуги

Одним из условий надлежащего оказания услуги является её качество. Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» качество услуги определяет как её соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Несмотря на кажущуюся простоту формулировки, доказать качество оказанной услуги зачастую бывает не просто. Особенно когда дело касается оказания коммунальных услуг.

Определение понятия «коммунальные услуги» содержится в Постановлении № 354. «Коммунальные услуги» — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Таким образом, процесс оказания услуги заключается в передаче исполнителем потребителю коммунального ресурса — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, сточные бытовые воды. Соответственно, услугами являются холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Общим критерием качества для всех оказываемых коммунальных услуг является их предоставление без перерывов или с допустимой продолжительностью перерыва. Каждый отдельный вид услуги обладает своими параметрами качества: холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение — состав и свойства, давление; горячее водоснабжение и отопление — давление и температура; электроснабжение — напряжение и частота электрического тока.

Ответственность исполнителя за нарушение качества коммунальной услуги складывается из нескольких составляющих: исполнитель обязан произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу, а потребитель вправе требовать уплаты неустойки. Размер неустойки подлежит определению в соответствии с законодательством о защите прав потребителя. При этом, если требование потребителя об уплате неустойки не будет исполнено в добровольном порядке, в суде с исполнителя будет взыскан штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.

Из правоприменительной практики следует, что основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги являлся лишь акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. При этом относимым и допустимым доказательством по делу будет являться только акт, составленный в соответствии с требованиями законодательства5.

Обязанность по организации и проведению проверки факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, лежит на исполнителе коммунальных услуг. Указанной обязанности корреспондирует право потребителя требовать проведение проверки качества предоставляемых коммунальных услуг и составления соответствующего акта по результатам её проведения.

Так, Б. обратилась в суд с иском к ООО «Завитинская Управляющая компания» об изменении размера оплаты коммунальных услуг по отоплению в связи с тем, что услуги по отоплению оказывались ненадлежащего качества, с нарушением температурного режима. Указанное требование было удовлетворено судом первой инстанции, а также оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций по причине того, что факт оказания услуг ненадлежащего качество подтверждался соответствующим актом. При этом нарушение температурного режима произошло не только в квартире истца, а потому доводы ответчика о зашлакованности радиаторов отопления в жилом помещении истца и, как следствие, нарушении теплового контура, не могут быть учтены судом.6

Зачастую по указанной категории споров потребители коммунальных услуг предпочитают обращаться не с самостоятельным иском, а заявлять его в качестве встречного требования.

ООО «Тёплый дом» обратилось в суд с иском к ответчикам  Б.М., Б.И., Б.А. о взыскании солидарно задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчики с иском не согласились, суду пояснили, что в трёх комнатах и кухне занимаемого жилого помещения, ввиду аварийного состояния, были демонтированы радиаторы отопления. Для обогрева жилого помещения ими используется альтернативный источник отопления. Ранее истец самостоятельно производил ему начисление платы за отопление только исходя из площади комнаты, в которой находится рабочий радиатор отопления. Впоследствии начисление стало производиться исходя из остальной площади квартиры.

Судом было установлено, что по факту, изложенному ответчиками, был составлен акт технического освидетельствования системы отопления и горячего водоснабжения, согласно которому температура воздуха в квартире ответчиком составляла + 140С. Поскольку доказательств предоставления надлежащего качества указанных услуг не имеется, акт об устранении недостатков предоставления коммунальной услуги составлен не был, температурный режим в квартире ответчиков не измерялся, то суд первой инстанции верно установил, что в спорный период услуга по отоплению ответчикам в полном объёме не предоставлялась и у ООО «Тёплый дом» не имелось достаточных оснований для начисления ответчикам платы за данный вид коммунальной услуги.7

Вышеприведённые позиции судов ещё раз показывают незащищённость потребителей в данных категориях споров. В этой связи требуется существенная корректировка действующего законодательства в области оказания жилищно-коммунальных услуг с точки зрения переориентации его на защиту прав и законных интересов потребителей таких услуг.