В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.
Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте
Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.
В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.
Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.
Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.
Задачи речевого развития
Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:
- Знать и использовать много слов
- Понятно и связно говорить
- Используя речь, получать различную познавательную информацию
- Общаться со сверстниками и взрослыми
Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.
Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.
Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.
Становление речи ребенка от 3 до 4 лет
С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.
Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.
Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.
Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.
Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет
Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.
Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…
Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.
К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.
Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.
Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет
Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.
Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.
Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.
6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.
Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.
Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет
Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.
Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Возраст | Словарный запас | Уровень развития речи |
3-4 года | до 2019 слов | Речь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.
Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот). Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие. |
4-5,5 лет | 2000-2500 слов | Расширяет использование прилагательных.
Использует уменьшительные суффиксы. Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что…
Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р. |
5,5-7 лет | до 2019 слов | Речь связная и развернутая.
Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.
Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов. Звукопроизношение должно быть правильным. |
Активность родителей в развитии речи ребенка
Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.
Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:
- формирование словарного запаса
- словотворчество
- развитие умений словесного описания.
В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.
Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.
Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.
Развитие речи детей в разных видах деятельности
Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.
Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.
Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.
Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.
Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.
Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.
С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.
Формирование речевых навыков дошкольников в общении
Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.
Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.
Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.
Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.
Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.
По секрету…
Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.
Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.
Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.
Речь – сложившаяся
в процессе исторической эволюции
человека форма общения, опосредствованная
языком.
Отечественный
психолог А.Н. Леонтьев в своих работах
(«Психологической исследование речи»;
«Речевая деятельность») рассматривал
язык и речь, как частное использование
языка с точки зрения специфической
деятельности человека. В работах
поднимаются вопросы общения как
деятельности, социального смысла
коммуникации, корректности и правомерности
использования такого термина как
«речевая деятельность».
По словам
Леонтьева А.Н., «С одной стороны язык
есть продукт специфической, адекватной
ему деятельности; он – то, в чем эта
деятельность опредмечивается. С другой
стороны он – объективная основа речевой
деятельности индивида» [9; 224]. Доказывая,
что речь является деятельностью,
А.Н.Леонтьев приводит следующие факты,
доказывающие данное обстоятельство:
«Будучи психологическим действием,
речевое действие должно обладать и
всеми характеристиками, присущими
любому действию. [15; 224] Как развивается
предметное действие, подчеркивал Д. Б.
Эльконин, происходит и формирование
речи.
Становясь более
самостоятельными, дети дошкольного
возраста выходят за рамки узкосемейных
связей и начинают общаться с более
широким кругом людей, особенно со
сверстниками. Расширение круга общения
требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых
является речь. Высокие требования к
развитию речи предъявляет и усложняющаяся
деятельность ребенка.
Развитие
речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое
употребление в общении с другими людьми,
вместе с тем речь становится основой
перестройки психических процессов,
орудием мышления.
Следовательно, речь играет огромную
роль в психическом развитии ребенка.
«Речь является средством общения людей
и формой человеческого мышления» —
отмечает М.Ф. Фомичева [10;с. 50].
При определенных условиях воспитания
ребенок начинает не только пользоваться
речью, но и осознавать ее строение, что
имеет важное значение для последующего
овладения грамотой.
Развитие
словаря и грамматического строя речи.
На протяжении дошкольного периода
продолжает расти словарный запас
ребенка. По сравнению с ранним детством
словарь ребенка-дошкольника
увеличивается, как правило, в три раза.
При этом рост словарного запаса
непосредственно зависит от условий
жизни и воспитания.
[17;с. 175]
В отличие от
практического овладения речью,
которое в дошкольном детстве идет весьма
успешно, осознание самой речевой
действительности (как действительности,
самостоятельно существующей) и осознание
словесного состава речи значительно
отстает. Долгое время в процессе общения
ребенок ориентируется не на словесный
состав речи, а на предметную ситуацию,
которая и определяет для него понимание
слов. Но для овладения грамотой ребенку
необходимо научиться осознавать
словесный состав речи. Без специального
обучения дети относятся к предложению
как к единому смысловому целому, единому
словесному комплексу, который обозначает
собой реальную ситуацию.
Если ребенок
начинает читать, он начинает осознавать
и словесный состав речи. Однако при
стихийном формировании способность к
осознанию словесного состава речи
складывается чрезвычайно медленно.
Значительно ускоряет формирование этой
способности специальное обучение,
благодаря которому к концу дошкольного
возраста дети начинают четко вычленять
слова в предложении.
Основная
функция развития речи ребенка дошкольного
возраста это —
коммуникативная
функция.
Одна из основных функций речи, развивающихся
в дошкольном возрасте. Уже в раннем
детстве ребенок пользуется речью
как средством общения. Однако он общается
лишь с близкими или хорошо знакомыми
людьми. Общение в этом случае возникает
по поводу конкретной ситуации, в которую
включены взрослые и сам ребенок.
Ситуативная
речь – это
общение в конкретной ситуации по поводу
тех или иных действий и предметов. Эта
речь представляет собой вопросы,
возникающие в связи с деятельностью
или при знакомстве с новыми предметами
или явлениями, ответы на вопросы, наконец,
определенные требования.
Ситуативность
может быть представлена в речи ребенка
многообразными формами. Так, например,
типичным для ситуативной речи является
выпадение подразумеваемого подлежащего.
Оно по большей части заменяется
местоимением. Речь так и пестрит словами
«он», «она», «они», причем по контексту
невозможно установить, к кому (или к
чему) эти местоимения относятся. Точно
так же речь изобилует наречиями и
словесными шаблонами, которые, однако,
вовсе не уточняют ее содержания.
. [17 ;с. 178]
Указание «там» выступает, например, как
указание по форме, но не по существу.
Ребёнок постепенно он вводит вместо
бесконечно повторяющихся местоимений
существительные, которые вносят
определенную ясность. У старших
дошкольников, когда они пытаются что-то
рассказать, появляется типичная для
их возраста речевая конструкция: ребенок
сначала вводит местоимение («она»,
«он»), а затем, как бы чувствуя неясность
своего изложения, поясняет местоимение
существительным. Ситуативный способ
изложения как бы прерывается пояснениями,
ориентированными на собеседника. Вопросы
по поводу содержания рассказа вызывают
на этом этапе речевого развития желание
ответить более подробно и понятно.
По
мере расширения круга общения и по мере
роста познавательных интересов
ребенок овладевает контекстной речью.
Контекстная
речь достаточно
полно описывает ситуацию с тем, чтобы
она была понятной без ее непосредственного
восприятия. Ребенок начинает предъявлять
требования к самому себе и пытается
следовать им при построении речи.
Овладевая законами построения контекстной
речи, ребенок не перестает пользоваться
ситуативной речью. Ситуативная речь не
является речью низшего ранга. В
условиях непосредственного общения ею
пользуется и взрослый. Со временем
ребенок начинает все более совершенно
и к месту пользоваться то ситуативной,
то контекстной речью в зависимости от
условий и характера общения. Контекстной
речью ребенок овладевает под влиянием
систематического обучения. На занятиях
в детском саду детям приходится излагать
более отвлеченное содержание, чем в
ситуативной речи, у них появляется
потребность в новых речевых средствах
и формах, которые дети усваивают из
речи взрослых. Ребенок дошкольного
возраста в этом направлении делает лишь
самые первые шаги. Дальнейшее развитие
контекстной речи происходит в школьном
возрасте.
Особым
типом речи ребенка является объяснительная
речь.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка
возникает потребность объяснить
сверстнику содержание предстоящей
игры, устройство игрушки и многое другое.
Часто даже незначительное недопонимание
приводит к взаимному неудовольствию
говорящего и слушателя, к конфликтам
и недоразумениям. Объяснительная речь
требует определенной последовательности
изложения, выделения и указания главных
связей и отношений в ситуации, которую
собеседник должен понять.
Планирующая
функция. Мы уже знаем, что на протяжении
дошкольного возраста речь ребенка
превращается в средство планирования
и регуляции его практического поведения.
В этом заключается вторая функция речи.
Выполнять эту функцию речь начинает в
связи с тем, что она сливается с мышлением
ребенка. Мышление ребенка в раннем
детстве включено в его практическую
предметную деятельность. Что касается
речи, то она в процессе решения задач
выступает в виде обращений к взрослому
за помощью. К концу раннего детства
в речи детей, взявшихся за разрешение
какой-либо задачи, появляется много
слов, которые как будто никому не
адресованы. Частично это восклицания,
выражающие отношение ребенка к
происходящему, частично
— слова,
обозначающие действия и их результаты.
Речь
ребенка, возникающая во время деятельности
и обращенная к себе самому, называется
эгоцентрической
речью.
На протяжении дошкольного возраста
эгоцентрическая речь изменяется. В ней
появляются высказывания, не просто
констатирующие то, что делает ребенок,
а предваряющие и направляющие его
практическую деятельность. Такие
высказывания выражают образную мысль
ребенка, опережающую практическое
поведение. Ближе к старшему дошкольному
возрасту эгоцентрическая речь встречается
реже. Если ребенок в это время ни с
кем не общается, чаще всего он выполняет
работу молча. Это не значит, однако,
что его мышление перестает протекать
в речевой форме. Эгоцентрическая речь
подвергается интериоризации, превращается
во внутреннюю речь и в этой форме
сохраняет свою планирующую функцию.
Эгоцентрическая речь является, таким
образом, промежуточной ступенью между
внешней и внутренней речью ребенка.
Знаковая функция.
Как уже было показано выше, в игре,
рисовании и других видах продуктивной
деятельности ребенок открывает для
себя возможность использовать
предметы-знаки в качестве заместителей
отсутствующих предметов.
Развитие
речи как знаковой формы деятельности
не может быть понято вне соотношения с
развитием других знаковых форм. В игре
ребенок открывает знаковый смысл
предмета-заместителя, а в рисовании
— знаковый
смысл графических построений. Одновременное
называние одним словом наименованием
отсутствующего предмета и его заместителя
или предмета и графического построения
насыщает значение слова знаковым
смыслом. Знаковый смысл постигается в
предметной деятельности (ребенок
постепенно овладевает функциональным
назначением предметов), слово, оставаясь
одним и тем же в своем наименовании,
меняет свое психологическое содержание.
Слово выступает как своеобразный знак,
используемый для хранения и передачи
некоторой идеальной информации о том,
что лежит за пределами словесного
обозначения.
На
этапе развития знаковой функции в
дошкольном возрасте ребенок интенсивно
продвигается в пространство знаковых
замещений объективных природных и
собственно человеческих реалий. Знаковая
функция речи
— ключ для
вхождения в мир человеческого
социально-психологического пространства,
средство для понимания людьми друг
друга.