Программы профориентации для детей и подростков

ПРОГРАММА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

«Мой выбор»

(Для учащихся 7-8 классов)

2015-2016 уч.год

Отсек 2/3

Мальчики7а,7б,8бкл.

Воспитатель: Лохмоткина Е.И.

Содержание:

1 Пояснительная записка

2 Содержание программы

3 Тематический план для среднего школьного возраста

4 Приложение

Пояснительная записка

Подростковый возраст-время для самоопределения своего места в жизни, своей стартовой площадки , с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…» Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правильный. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение- событие , которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа- важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом- значит жить в согласии с собой. Люди нашедшие «свою» работу, могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть сам подросток. Предлагаемая программа профориентации помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Также программа направлена на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Обоснование актуальности

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от своей страны, во

многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в подростковом возрасте Давно известно , что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом , профориентационная работа с детьми подросткового возраста это также вклад в решение острых социальных проблем.

Цели и задачи.

Исходя из анализа актуальности можно , сформулировать цели и задачи профориентационной работы.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью профориентационной программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Задачи:

  • предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;

  • ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;

  • способствовать личностному развитию учащихся;

  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;

  • ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;

  • совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;

способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;

А также:

— формирование культуры труда;

— воспитание уважения к людям труда;

— воспитание любви к труду.

Контингент

Программа предназначена для подростков. Рассчитана на 9 месяцев учебного года. Занятия организуются 1 раз в месяц, каждый последний четверг . Длительность занятия -30 минут

Формы проведения занятий по профориентации :

— групповые беседы;

-дискуссии;

— индивидуальные и групповые консультации;

— тестирование;

-анкетирование.

Условия реализации программы:

1.Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедециальности.

3.Материально-техническое обеспечение: канцелярские принадлежности, оргтехника.

Ожидаемы результаты

Реализация данной программы позволит:

-сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда;

— воспитать в детях уважение к людям труда;

— повысить уровень знаний о мире профессий ;

-выяснить первые профессиональные предпочтения у подростков;

— обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Тематический план:

Тема занятия

и содержание

Дата

проведения,

ответственные

1

Вводное занятие.

Выбор профессии- дело серьезное.

Беседа, дискуссия.

24.09

Воспитатель

2

Профессиональная характеристика.

Обоснование понятий :профессия, квалификация, специальность, должность.

29.10.15

Воспитатель

3

«Самые самые» профессии.

Обсуждение, самых модных ,самых забытых, самых отважных и т.п. профессий.

26.11.15

Воспитатель

4

В мире профессий.

5 типов профессий.

Диагностика «Самооценка способностей»

24.12.15

Воспитатель

5

Темперамент и профессия .

Встреча с психологом.

28.01.16

Воспитатель

Психолог

6

Хороший человек- это не профессия?

Дать представление нравственной стороны профессионального выбора.

25.02.16

Воспитатель

7

Здоровье и выбор профессии.

Анкетирование «Я и мое здоровье»

24.03.16

Воспитатель

8

Документация. День собеседования и приема на работу.

Ролевая игра.

Диагностика «Незаконченные предложения»

28.04.16

Воспитатель

9

Мой выбор и моя карьера.

Подведение итогов.

26.05.16

Воспитатель

Приложение

Диагностика сформированности жизненных целей, ценностей.

Цель: выяснить степень сформированности жизненных целей, ценностей.

 Методика «Незаконченные предложения»

Инструкция: Одним или несколькими словами закончите предложения:

1. Выбор профессии это

. Мне кажется, большинство людей добивается успехов потому что

3. При выборе сферы деятельности важно

4. Чтобы найти хорошую работу надо

5. Для большинства людей работа

6. Профессиональное образование гарантирует

7. Если меня уволят с работы, я

8. Хорошая работа для меня та

9. Если мне не удастся устроиться по специальности, я

9.      Будущее кажется мне

10.  В жизни я хотел бы

11.   Для меня важно

12.   Работа и семья

Обработка: на основании качественного  анализа дополненных предложений, делается вывод об отношении воспитанника  (положительное, отрицательное, безразличное) к тем или иным жизненным целям и сферам, сформированности их жизненных представлений, связанных с профессиональным самоопределением. Обобщенный вывод об уровне сформированности образа желаемого будущего (низкий, средний, высокий) заносится в итоговую таблицу. Дополнительная информация используется при написании заключения.

Диагностика «Самооценка способностей»

Цель: Самооценка способностей.

Инструкция: Оцените степень развития у себя перечисленных ниже способностей, для этого рядом с каждым видом способностей проставьте соответствующие

балл

ы:

 1 – способности развиты недостаточно,

2- способности развиты хуже, чем  у большинства других людей,

3 –способности развиты так же, как и у большинства людей,

4 – способности развиты лучше, чем у большинства людей,

5- способности развиты очень хорошо».

Способности

 Балл

1.      общие способности (память, способность к обучению, и т.д.)

2.      математические способности

3.      лингвистические способности

4.      музыкальные способности

5.      физические способности

6.      коммуникативные способности (умение общаться)

7.      организаторские способности

8.      скорость реакции

9.      устойчивость и распределение внимания

10.  другие (укажите какие)

Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ 

Какие из перечисленных выше способностей Вы считаете  наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________.

Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем видам способностей (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии способностям выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1

балл

.

Анкета «Я и мое здоровье»

Цель: Самооценка состояния  здоровья.

Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья.

1. Я считаю, что

01.             я  практически здоровый человек

02.             я очень редко болею, не больше двух раз в год

03.             у меня есть хроническое заболевание

04.             я вынужден регулярно наблюдаться у врача

05.             у меня есть серьезные нарушения здоровья

2. Обычно я

01.             хорошо себя чувствую

02.             чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным

03.             чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.)

04.             чувствую себя неважно

3. Мое состояние здоровья

01.             не вызывает у меня беспокойства

02.             обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу

03.             тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие

4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется

01.            шум

02.            вибрация

03.            агрессивная среда

04.            неблагоприятный климат

05.            высота

06.            подъем тяжестей

07.            нервно-эмоциональные перегрузки

08.            другие (укажите какие)

09.            нет противопоказаний

Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются

балл

ы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

балл

балл

балл

балл

01

5

01

4

01

3

09

9

02

4

02

3

02

2

01

-08

каждому выбору присваивается 1

балл

, эти

балл

ы суммируются, и эта сумма  вычитается из 9

03

3

03

2

03

1

04

2

04

1

05

1

Полученная сумма заносится в итоговую таблицу.