Программа мероприятий по профилактике алкоголизма

Алкоголизм является серьезной проблемой всемирного масштаба. В 2019 году число больных во всем мире составляло примерно 140 миллионов человек, а уже в 2019 году показатели возросли до 210 миллионов. При таком стремительном росте к 2019 году количество жертв этой эпидемии может превысить полмиллиарда. В этой ситуации жизненно важной является профилактика алкоголизма.

Определение алкогольной зависимости

Алкоголизм определяется как хроническое заболевание, одна из разновидностей наркомании. Точными признаками этой зависимости являются:

  • систематическая алкоголизация организма;
  • неконтролируемый объем спиртных напитков;
  • навязчивое желание выпить, невзирая на последствия;
  • наличие токсического поражения внутренних органов;
  • синдром регулярных провалов в памяти;
  • отсутствие критичного подхода к этим проблемам.

Алкогольную зависимость можно разделить на физическую, которая проявляется абстинентным синдромом (проще говоря — ломкой), и психологическую, основанную на регулярном закреплении условного рефлекса. Часто эти виды сочетаются между собой.

Основные негативные факторы

В общественном сознании алкоголизм часто ассоциируется с лежащим на улице бездомным человеком. Это представление не совсем верное, ведь эта болезнь распространена среди разных слоев населения. Стоит выделить социальные причины, располагающие к появлению проблем с алкоголем:

  1. Проблемы в общении с родными и близкими.
  2. Наличие хронических заболеваний, прежде всего нервной системы.
  3. Проживание и воспитание детей в пьющих семьях.
  4. Вовлечение несовершеннолетних в компании, толерантные к распитию спиртных напитков.
  5. Преждевременные и беспорядочные половые контакты.
  6. Низкий уровень жизни.
  7. Постоянные семейные конфликты.
  8. Отсутствие у ребенка желания посещать школу.

Находясь в таких жизненных условиях, человек имеет большие шансы стать зависимым от спиртных напитков. Но этот факт не является окончательным и безнадежным. В этом случае большую роль играет профилактика употребления алкоголя.

Необходимость разъяснительной деятельности

Одна из главных проблем при лечении зависимости состоит в том, что алкоголики не считают себя больными. Часто этот фактор делает заболевание неизлечимым. Зависимый человек лишен критической самооценки. Он считает негативное мнение окружающих о себе предвзятым, а чрезмерные дозы спиртного лишь усугубляют раздражение.

В этой ситуации обвинение и критика бесполезны. Лишь разъяснительная работа с пониманием всей сложности происходящего способны переломить ситуацию. Это является иногда единственной возможной профилактикой пьянства.

Гораздо легче разъяснительную работу проводить среди людей, которых еще не затронула проблема алкогольной зависимости. Занимаясь проведением таких мероприятий, следует учитывать факторы, способствующие трезвому образу жизни:

  • отсутствие семейных конфликтов и взаимное уважение;
  • финансовая независимость, наличие собственного жилья;
  • забота о личном физическом и психическом здоровье;
  • постоянное самосовершенствование;
  • повышение образовательного уровня;
  • стрессоустойчивость;
  • соблюдение правил приличия и моральных норм;
  • самоуважение, умение отстаивать свои права;
  • контроль собственных негативных эмоций.

Стремление к достижению таких результатов является лучшей профилактикой алкоголя. Пропаганда этих жизненных установок должна проходить начиная с детского возраста.

Цели профилактики зависимости

Главной задачей профилактической работы является формирование у человека здорового образа жизни, где нет места спиртным напиткам. Для этого необходимо применять следующие методы воздействия:

  1. Пропаганда трезвости, с примерами успешных людей, ведущих подобный образ жизни.
  2. Создание негативного образа алкоголя. Такая практика должна распространяться на все социальные слои и возрастные группы.
  3. Идентификация лиц, толерантных к алкогольным напиткам и ведение профилактики с ними.
  4. Пропаганда семейных ценностей, стремления к финансовому благополучию и физическому здоровью.

Виды профилактической работы

Осуществление программы профилактики алкоголизма должно проводиться как на общегосударственном, так и на межличностном уровне. В первом случае требуется разработка государственной стратегии, основанной на законодательных, административных и медицинских мерах воздействия. Межличностный уровень состоит из трех видов профилактики.

Предупреждение зависимости

Этот вид ставит своей целью предупреждение появления алкогольной зависимости у тех лиц, кто еще не сталкивался с этой проблемой. Прежде всего первичная профилактика алкоголизма направлена на молодое поколение. Для достижения положительного результата используются следующие методы:

  1. Помощь молодому человеку в процессе становления личности, осознании себя полноправным членом общества, познанию своих эмоциональных особенностей.
  2. Мотивация к положительным изменениям в своей жизни и социальной среде.
  3. Помощь в создании навыков управления собственными эмоциями.
  4. Развитие быстрой адаптации к внешним факторам, располагающим к употреблению спиртных напитков.

Подобную профилактическую работу необходимо проводить в школах, училищах, институтах, внеклассных подростковых коллективах, а также среди родителей и преподавателей. Очень важны мероприятия по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, не посещающих учебные заведения, у которых нет родителей или опекунов.

Медико-социальная помощь

Этот вид профилактики распространяется на тех, кто имеет опыт употребления алкоголя. Такая работа предполагает оказание медико-социальной помощи человеку, психологической поддержки родным и близким людям. Его надо убеждать в необходимости посещения сеансов анонимной помощи.

Методами вторичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Убеждение в необходимости полного и окончательного отказа от употребления спиртных напитков.
  2. Внедрение в сознание мысли о необходимости изменить свою модель поведения.
  3. Осознание необходимости улучшить мнение окружающих о себе.

Такую работу требуется проводить с разными слоями общества: подростки, молодежь, учащиеся и работающие, взрослые люди, семейные пары.

Общение с пациентами

В этом случае помощь адресуется тем, кто лечится от алкоголизма. Методами третичной профилактики алкоголизма являются:

  1. Признание больным факта нездоровой тяги к спиртным напиткам и наличия алкогольной зависимости.
  2. Поиск и развитие личностных ресурсов для преодоления болезни.
  3. Изменение негативного образа мышления на позитивный.
  4. Постановка жизненных целей и способов их достижения.

Возможно, на этом этапе потребуется прохождение курса стационарного лечения алкогольной зависимости.

Профилактика в школах

Отдельно хочется остановиться на профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних. Этот участок работы должен разделяться по возрастным критериям.

Ученики младших классов

Вероятность употребления спиртных напитков ребенком до 11 лет минимальна, но он может воспитываться в семье, злоупотребляющей алкоголем. Для идентификации таких родителей необходимо регулярно проводить классные собрания. Если представители семьи их посещают, постоянно участвуют в жизни ребенка, в семье все в порядке. В случае регулярного игнорирования таких мероприятий, можно предполагать наличие неблагополучной ситуации в семье. Также тревожными сигналами для преподавателя могут быть:

  • плохая успеваемость;
  • систематические прогулы;
  • плохое поведение.

В такой ситуации классному руководителю необходимо провести индивидуальную встречу с родителями и обсудить вопросы успеваемости и воспитания.

Средние и старшие классы

В этом случае профилактика алкоголизма в школе возможна привлечением учеников к обязательным общественным мероприятиям. Тогда у них не останется свободного времени на употребление алкоголя. Необходимо создавать ситуации, когда старшеклассники будут проводить большую часть времени на виду у родителей и преподавателей.

Надо всегда помнить, что начать пить очень легко. Для этого всегда найдется масса причин. Затем очень сложно найти в себе силу воли и отказаться. Многие люди так и не смогли справиться с такой проблемой. Не стоит повторять их ошибки.

 Цель:    создание условий для формирования положительного отношения к трезвому и здоровому образу жизни.     

— вовлечь обучающихся в профилактические  мероприятия организация системы правовой пропаганды среди учащихся и педагогических работников с учетом возрастных и иных особенностей;

— изучение и анализ воспитательной работы с учащимися по  профилактике пьянства и противоправных действий;  

— привлечение государственных и общественных организаций к участию в профилактических мероприятиях. 

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственный

Организационные меры противодействия употреблению алкоголя, табака, наркотиков

1

    Проведение регулярного мониторинга  употребления алкоголя,  наркотических средств и курения  среди учащихся

В течение года

Социальный педагог

Лис В.М.

2

Регулярное проведение мероприятий по выявлению неблагополучных семей, учащихся «группы риска» с целью установления контроля за ними, организация индивидуальной работы

В течение года

Социальный педагог

Лис В.М.

3

Проведение диагностики:

*выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи,

*изучение ценностных ориентаций учащихся,

*изучение внутрисемейных взаимоотношений

По плану педагога-психолога

Педагог-психолог

Лис В.М.

,

Классные руководители

Проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений.

Ежемесячно

Заместитель директора

Захарова Т.П.

Встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних: «Административная и уголовная ответственность». 

В течение учебного года

Заместитель директора

Захарова Т.П.

, инспектор ИДН

Лекции специалистов здравоохранения по вопросам пагубного воздействия наркомании, алкоголя и табакокурения

Единые дни профилактики

Заместитель директора

Захарова Т.П.

Размещение информации о действующих «горячих линиях», «телефонов доверия» с целью обеспечения правовой защищенности учащихся

В течение учебного года

Заместитель директора

Захарова Т.П.

Организация комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения  среди несовершеннолетних

1

Привлечение учащихся в объединения по интересам, секции 

Сентябрь

Педагог дополнительного 

образования, классные руководители

2

Проведение классных часов и родительских собраний с привлечением  узких специалистов по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма, токсикомании

В течение учебного года

Заместитель директора

Захарова Т.П.

3

Контроль  летней занятости  учащихся из неблагополучных семей, группы «риска» и состоящих на профилактических учетах

Июнь — август

Классные руководители

4

Проведение цикла бесед по ЗОЖ, профилактике вредных привычек

В течение учебного года

Классные руководители

, заведующая библиотекой Боярко И.В.

5

Оформление выставок методической и научно-популярной литературы по ЗОЖ, профилактике зависимостей

В течение учебного года

Заведующая библиотекой Боярко И.В.

6

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий «Спорт — против наркотиков!»  

В течение учебного года

Заместитель директора

Захарова Т.П.

 

7

Формирование через предметы приоритетности ценностей ЗОЖ, негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табака: ОБЖ, биология, физкультура, химия, литература, история, английский язык

В течение учебного года

Учителя-предметники

8

Организация профилактических и просветительских  акций:

— Всемирный день борьбы с наркоманией. 

— «Новое поколение выбирает ЗОЖ».

— Всемирный День борьбы со СПИДом «Красные тюльпаны надежды».

— «Трезвость и здоровье детям и обществу».

— Акция «Будь здоров».

— Всемирный день отказа от курения.

В течение учебного года

Заместитель директора

Захарова Т.П.

, Социальный педагог

Лис В.М.

9

Акция «Уроки для детей и их родителей»

Октябрь – ноябрь 2016

Заместитель директора

Захарова Т.П.

10.

Участие в XXII городском Валеологическом конгрессе школьников «Осторожно: ВИЧ- инфекция»

Декабрь2016

Заместитель директора

Захарова Т.П.

10

Организация тематических конкурсов, рисунков, презентаций, сочинений по профилактике ЗОЖ 

1 раз в учебном году

Заместитель директора

 

Захарова Т.П.

11

Подготовка информационных стендов по антиалкогольной и антинаркотической тематике, а также раздаточного материала 

В течение учебного года

Заместитель директора

 

Захарова Т.П.

12

Конкурс социальной рекламы, направленной на профилактику наркомании и алкоголизма

Апрель 2019 г.

Заместитель директора

 

Захарова Т.П.

13

Организация и проведение «Недели здоровья», посвященной Всемирному Дню здоровья и трезвости

7 апреля

Заместитель директора

 

Захарова Т.П.

14

 «Анализ состояния профилактической работы по предупреждению вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотических веществ», вопрос на педсовете

Май

Заместитель директора

 

Захарова Т.П.

Классные руководители

Лекционно-просветительная работа с учащимися

1

Работа правового лектория «Подросток и закон»

1 раз
в 2 месяца

Социальный педагог

Лис В.М.

2

Работа консультационного пункта «Юный правовед».

1 и 4 среда
месяца

Учитель обществознания Махмудова А.А.

3

Беседы:
«Правонарушения и ответственность», (5-7 классы),
«Уголовная ответственность несовершеннолетних» (8-11 классы).

Октябрь,

апрель

Декабрь, май

Заместитель директора

 

Захарова Т.П.

4

Беседы с юношами и девушками по формированию гендерной культуры

 (8-11 классы).

1 раз в четверть

Педагог-психолог

Лис В.М.

5

Просмотр видеофильмов «За здоровый образ жизни»,  (5-11 кл.).

По графику

Преподаватель-организатор ОБЖ

Кислов А.С.

6

Беседы о вреде курения.

1 раз в четверть

Социальный педагог

Лис В.М.

7

Беседы о профилактике ВИЧ -инфекции.

1 декабря

Классные руководители

8

Выпуск газеты, посвященной Дню борьбы с курением.

Ноябрь

Педагог-организатор Захарова И.Ю.

9

Беседа «Правда и ложь об алкоголе»

Март

Классные руководители

10

Беседы о вреде наркотиков «Ты попал в беду».

1 раз в четверть

Педагог-психолог

Лис В.М.

Классные часы для 10-11 классов:

— «О вреде слабоалкогольных напитков»;

     — Классный час «Вредные привычки: пути преодоления»;

     — Мини тренинг « «Словесное дзюдо» или как противостоять давлению»;

     — Лекция «Любовь в эпоху СПИДа»;

     — Дискуссия «Мифы и правда о табаке»;

     — видеолекторий для девочек «Убийство в законе. О вреде абортов»;

     — Лекция «Путь в никуда. Об опасности употребления ПАВ».

1 раз в четверть

Педагог-психолог

Лис В.М.

Спортивно- оздоровительные мероприятия

1

Спортивный турнир «Я выбираю жизнь».

Ноябрь

Учителя физической культуры

2

Соревнование – конкурс «Адреналин».

апрель

Учителя физической культуры

3

Дни здоровья, спорта и туризма

1 раз в четверть

Учителя физической культуры

4

Спортивные соревнования в рамках школьной спартакиады

согласно графику

Учителя физической культуры

5

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 кл.)

декабрь, март

Учителя физической культуры

Работа с родителями

1

Классные родительские собрания:
— «Подросток и наркотики»;
— «Курить или не курить?»

Согласно планов работы

Классные руководители

2

Проведение родительских всеобучей на тему:
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»;

     — «Здоровье и вредные привычки»;

     — «Пассивное курение – это опасно?»;

    — «Профилактика табакокурения»;

    — «Почему подростки курят?»;

     — «Вы можете помочь своему ребенку»;

     — «Шаг от сигареты к наркотикам»;

    — «Последствия необратимы»;

    — «Законодательство о запрете курения»;

     — «Имидж, стиль жизни и … СИГАРЕТА»

Согласно плану проведения классных родительских собраний

Классные руководители

3

Разработка рекомендаций «Что делать, если в дом пришла беда», «Как защитить детей от наркомании».

в течение года

Педагог-психолог

Лис В.М.

4

Анкетирование родителей по темам общешкольных родительских собраний

в течение года (по необходимости)

Педагог-психолог

Лис В.М.

Работа с классными руководителями

1

Заседание МО классных руководителей на тему «Комплексный подход в формировании ЗОЖ учащихся».

февраль

Заместитель директора

Захарова Т.П.

2

Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по правовому воспитанию старшеклассников

В течение года 

Заместитель директора

Захарова Т.П.

3

Семинары-тренинги по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Декабрь

Май

Педагог-психолог

Лис В.М.