Понятие конфликта в психологии: стадии, виды и функции

Определение конфликта, причины возникновения, для чего он нужен, как развивается и что делать, чтобы его разрешить — эти явления исследует психология конфликта. Изучение её основ помогает не только выходить из противоборства с минимальными психоэмоциональными потерями, но и учит избегать или предупреждать разногласия.

Понятие конфликта в психологии

Под конфликтом понимают противостояние двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию. Конфликт (conflictus) с латыни — столкновение. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, разногласие во мнениях, противостояние в достижении целей. Вся жизнь человека проходит в решении этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с долей сарказма подметил: если в вашей жизни нет конфликта, проверьте пульс. Психология конфликта подтверждает, что разногласия между людьми происходят постоянно и являются неотъемлемой частью их существования. Так ли это плохо, попробуем разобраться. Конфликт — это противопоставление желаний, успешное разрешение напряжённой ситуации принесёт пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора нужно чувствовать грань, на которой выяснение отношений происходит в созидательном ключе. Нарушение этой границы негативно отражается на обеих сторонах конфронтации.

Структура конфликта в психологии включает в себя:

  • объект (то из-за чего произошёл спор);
  • субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации);
  • условия протекания;
  • масштаб;
  • стратегию и тактику поведения субъектов ситуации;
  • заключительный этап конфликта (разрешён, не разрешён).

Причины конфликтных ситуаций

Самые распространенные предпосылки к развитию конфликта:

  1. Первопричиной возникновения разлада, может послужить банальное недовольство чем-нибудь или кем-нибудь. Усугубляется ситуация, когда неприязнь имеет накопительный характер. Человек трамбует неудовольствие в себе, затем срывается и выплёскивает весь негатив. Обычно в такой ситуации эмоции берут верх над разумом.
  2. Неуверенность в себе является ещё одной причиной психологии конфликта. Это зерно внутренних разногласий, не позволяющее человеку проявить себя самодостаточной личностью. Иногда такое состояние приводит к депрессии.
  3. Ещё одной причиной возникновения непримиримых разногласий, является затрагивание чужих интересов, усугубляют ситуацию публичные столкновения. Такие споры распространены в обществе, особенно в небольших коллективах.

Виды конфликтов в психологии

Для более глубокого изучения сути противостояния, принято разделять его по категориям. Виды конфликтов в психологии выделяют, ссылаясь на следующие факторы:

  • что предшествовало разладу;
  • какой масштаб противоборства;
  • тактика, выбранная конфликтующими;
  • имеются ли социальные последствия;
  • в какой форме происходит противостояние.

Различают внутренний, при котором возникает противостояние желаний отдельной личности, и внешний — противоречие между человеком и окружающими факторами. Внешнее столкновение тоже имеет свою структуру и состоит из:

  • межличностных разногласий;
  • межгрупповых коллизий;
  • происходящий между группой и личностью.

Межличностные разногласия наиболее распространённый вид выяснения отношений, когда затрагиваются различные интересы субъектов. Межгрупповые коллизии встречаются в сферах, где подразумевается скопление группы людей, занятых общим делом (работа, институт, школа). Конфронтация личности и группы, характерна для деловой сферы, при которой потребности организации противостоят интересам отдельно взятого человека.

Психология конфликта различает семейные, подростковые конфликты. Отдельной строкой идёт столкновение поколений — противостояние отцов и детей.

Функции конфликта в психологии

Отсутствие навыка предупреждения конфронтации или правильного её разрешения, приводит к ситуации, когда столкновение носит разрушительный характер и может затянуться надолго. Если ситуация находится под контролем, то противостояние приводит к развитию отношений между конфликтующими сторонами или полностью решает проблему.

Противоборство может быть созидательным, когда конфликтный процесс предполагает сохранение взаимодействия в рамках сотрудничества или соревнования. Когда противостояние выходит за рамки цивилизованных отношений, такой конфликт имеет разрушительный эффект. Исходя из этого, функции конфликта в психологии разделяют на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные функции:

  • появление понимания между конфликтующими сторонами;
  • налаживание коммуникативно-информационных связей;
  • желание социальных изменений;
  • участие в поддержании гармонии;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм;
  • проявление лояльности к членам коллизии.

Деструктивные функции:

  • недовольство и раздраженность;
  • нарушение коммуникационных связей;
  • снижение уровня сотрудничества;
  • бессмысленное соперничество;
  • виденье противостоящей стороны в качестве врага;
  • восприятие своих целей, как единственно возможных;
  • отказ от взаимодействия;
  • враждебный настрой, перерастающий во взаимную неприязнь;
  • неправильная расстановка акцентов: победа в противоборстве важнее разрешения спора;
  • насильственные методы разрешения проблемных ситуаций.

Не всегда есть возможность провести чёткую границу между конструктивными и деструктивными функциями, так как основная масса противостояний характеризуется присутствием позитивных и негативных функций одновременно.

Управление конфликтами: психология

Конфликтующие стороны могут длительный срок находиться в конфронтации и даже привыкают к этой ситуации. Как показывает практика, в таких отношениях срабатывает детонатор, который провоцирует открытое противостояние сторон.

Или же наоборот, выяснение отношений происходит цивилизованным путём, но из-за непрофессионализма участников столкновения, выход из ситуации происходит некорректно и приводит к негативным последствиям.

Регулирование отношений сводится к способности им управлять. Причём не всегда управление конфликтом является его решением. Иногда важнее сохранить добропорядочные отношения между конфликтующими, чем разрешить противоборство.

Способы разрешения

Психологический конфликт имеет несколько способов разрешения.

  1. Избегание столкновения или уход от него. В этой ситуации одна сторона не реагирует или делает вид, что ей безразличен возникший разлад.
  2. Смягчение разногласий. Один из конфликтующих соглашается с претензиями либо ищет себе оправдание.
  3. Договорённость. Обе стороны находят компромисс, с целью уладить создавшуюся ситуацию.
  4. Применение силы. В такой ситуации одну сторону конфликтующих принуждают к принятию условий, способствующих разрешению разногласий.
  5. Лучший способ решения конфликта в психологии, его предупредить. Для этого нужно учиться строить диалог, слушать оппонента, научиться проговаривать свои желания, не рассчитывая на то, что партнёр сам догадается, чего вы хотите.
  6. Не вступайте в ссору в возбуждённом состоянии. В состоянии аффекта можно причинить оппоненту непоправимую психологическую травму, а иногда и физическую, о которой в дальнейшем будете жалеть.
  7. Проанализируйте ситуацию, найдите причину столкновения, поведайте о своём открытии собеседнику. Сделайте это, сохраняя спокойствие.
  8. Совместно обсудите выход из сложившегося противостояния.

Чаще всего избежать противоборства мешает лишняя эмоциональность. Если цель – предупреждение столкновения интересов, придётся научиться контролировать свои внутренние порывы. Благодаря этим качествам, человек способен адекватно оценить ситуацию, в которую попал. А умение держать свои эмоции под контролем, помогает донести доводы до оппонента с максимальной эффективностью. Ещё одним хорошим качеством становится осознание права каждого индивидуума на самостоятельное решение некоторых ситуаций.

Сложнее ситуация состоит, когда речь идёт о внутриличностном разладе. Человек один на один сталкивается со своими проблемами, иногда не понимая их сути. Для успешного разрешения ситуации нужно найти первопричину внутренней конфронтации. Только потом можно искать пути её решения. Зачастую человеку приходится принять как должное своё состояние и тогда разлад сведётся к минимуму. Не всегда получается решить этот вопрос самостоятельно, так как докопаться до истины довольно сложно. Рекомендуется консультация специалиста психолога-гипнолога Никиты Валерьевича Батурина.

Какими бы ни были предпосылки противоборства, в которое вы оказались вовлечены, старайтесь вести себя достойно. Ведите разговор, не повышая голоса. Не позволяйте эмоциям перечеркнуть ваши отношения. Как говорят, худой мир лучше доброй ссоры. Если столкновения не удаётся избежать, приложите максимум усилий, чтобы ситуация не задела ваших глубинных переживаний. Когда речь идёт о семейном разладе, не пытайтесь замалчивать разногласия, проговаривайте вслух, что именно вас беспокоит, учитесь находить компромисс и любой конфликт поможет выйти вашим отношениям на новый созидательный уровень.

Поиск Лекций

Лекция № 4.1.

Тема: Психология конфликта.

План:

§ 1. Конфликт и конфликтная ситуация.

§ 2. Виды и функции конфликтов.

§ 3. Динамика конфликта.

§ 4. Стратегии поведения в конфликте.

§ 5. Этапы разрешения конфликта.

Полный конспект лекции

Конфликт и конфликтная ситуация.

Отношения между людьми не всегда бывают нормальными, доброжелательными. Они часто могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Структуру конфликта можно выразить формулой:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент

Конфликтная ситуация – это специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных ценностей. Конфликтная ситуация отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его, которая, однако, может долго не осознаваться.

Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.

На конфликтную ситуацию обычно влияют: объекты конфликта, его субъекты (стороны), участники, позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить.

Субъекты конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.

Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов – внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто представляемые требования к оппоненту; вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Они могут не совпадать.

Образ конфликта (конфликтной ситуации)это субъективное отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Таким образом, структуру конфликта можно представить в виде следующей схемы:

Виды и функции конфликтов.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

I. В зависимости от количества участников конфликты бывают:

  1. Внутриличностные – столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.
  2. Межличностные – предполагают столкновение индивидов между собой.
  3. Между личностью и группой – возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, её ожиданиям.
  4. Межгрупповые – при которых конфликтующие стороны выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений.

II. В зависимости преобладающих последствий для участников:

  1. Конструктивное – в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработка новых решений и т.д.
  2. Деструктивные – ведут преимущественно к разрушению группы, в которых они происходят.

III. В зависимости от природы возникновения конфликта:

  1. Социальные – высшая степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов (межгосударственные, межнациональные, этнические, национальные).
  2. Организационные – протекающие в рамках предприятий, организаций и является следствием организационного регламентирования деятельности личности.
  3. Эмоциональные и личностные – обусловлены реакцией индивида на ущемление его интересов.

IV. В зависимости от «валентности» равных по силе воздействий (внутриличностные конфликты):

  1. «Приближение – приближение» — необходимо сделать выбор из двух в равной степени привлекательных альтернатив (случай буриданова осла).
  2. «Приближение – удаление» — одна и та же цель является в одинаковой мере и привлекательной и непривлекательной, вызывая как положительные, так и отрицательные эмоции («и хочется и колется»)
  3. «Удаление – удаление» — необходимо выбрать из двух в равной степени не привлекательных альтернатив.

Функции конфликта.

Конфликты могут выполнять позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) функции. Рассмотрим влияние конфликта на конфликтующие стороны и социальное окружение как в конструктивной, так и в деструктивной функциях.

В отношении участников конфликта
Конструктивная функция Деструктивная функция
  1. полностью или частично устраняет проти­воречия, высвечивает узкие места, не­решенные вопросы
  2. позволяет глубже оценить индивиду­ально-психологические характеристики со­трудников
  3. ослабляет психологическую напряжен­ность в отношениях, снимает отрицатель­ные эмоции
  4. является источником развития личности в группе и стабилизации межличностных отношений
  5. может улучшить качество индивидуаль­ной деятельности
  6. при отстаивании справедливых целей повышает авторитет
  7. является средством самоутверждения личности в группе
  1. оказывает негативное влияние на морально-психологическое состояние участников
  2. сопровождается физическим или физическим давлением, что травмирует участников
  3. всегда сопровождается стрессом и негативно влияет на состояние здоровья
  4. происходит нарушение межличностных отношений
  5. формирует негативный образ оппонента
  6. негативно влияет на результат деятельности участников в период эскалации
  7. формируется конфликтогенность как черта характера
  8. может отрицательно влиять на развитие личности в целом, формируя комплексы
В отношении социального окружения
Конструктивная функция Деструктивная функция
  1. выступает как средство активизации соци­альной жизни группы, формирует но­вации в профессиональной сфере деятель­ности
  2. высвечивает нерешенные проблемы в групповой деятельности
  3. зондирует групповое мнение
  4. может исполнять роль сплочения группы
  5. повышает дисциплину
  1. нарушает систему коммуникации, взаимо­связей
  2. отрицательно влияет на взаимопонима­ние, социально-психологический климат
  3. ослабляет ценностно-ориентационное единство группы
  4. может на длительное время снизить эф­фективность деятельности всей группы

Динамика конфликта.

Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в динамике предполагает выявление стадии конфликта, которые наиболее отчетливо можно представить в виде графика.

Этапы

Римскими цифрами обозначено: I – предконфликтная ситуация;

II – конфликт

; III – послеконфликтная ситуация.

Арабскими цифрами обозначено: 1 – возникновение конфликтной ситуации; 2 – осознание конфликтной ситуации; 3 – попытки решить проблему неконфликтными способами; 4 – предконфликтная ситуация; 5 – инцидент; 6 – эскалация; 7 – противодействие; 8 – завершение конфликта; 9 – частичная нормализация отношений; 10 – полная нормализация отношений.

I – предконфликтная ситуация

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Это стадия потенциального конфликта, так как подлинным конфликтом он становится лишь на следующей стадии.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений.

3. Попытки решить ситуацию неконфликтными способами: убеждение, просьба, информирование, уступка и т.д.

4. Предконфликтная ситуация характеризуется осознанием угрозы не как потенциальной, а как реальной.

II – конфликт

5. Инцидент – это первое столкновение, проба сил, попытка решить проблему в свою пользу.

6. Эскалация – резкая интенсификация борьбы противодействующих сторон.

7.Противодействие. Интенсивность его снижается, поскольку происходит осознание, что продолжение конфликта не приносит ожидаемого результата. Однако действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

8. Завершение конфликта представляет собой переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта. Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.

III – послеконфликтная ситуация

9. Частичная нормализация отношений. Происходит коррекция самооценок, притязаний, отношения к оппоненту.

10. Полная нормализация отношений – это осознание важности конструктивных отношений.

Рекомендуемые страницы: