Основные методы обучения как приемы педагогики

Для того чтобы лучше узнать реальность, сформировать навыки и умения, углубить существующие знания в образовательном процессе, используются разнообразные практические методы.

Определение 1

Метод обучения в педагогике – это целенаправленная деятельность учителя и ученика, направленная на достижение конкретной цели обучения.

Что касается практических методов, то они включают в себя следующие приемы:

  • построение плана выполнения задания;
  • четкую постановку задачи;
  • оперативное поощрение и стимулирование;
  • проверку, осуществление контроля и регулирование;
  • предварительную проверку результата (тестирование);
  • выявление ошибок, их анализ и исправление.

Использование практических методов и приемов обучения широко распространено наряду с более традиционными – словесными и наглядными. Из всего их многообразия можно выделить следующие методы, являющиеся основными:

  1. Упражнения.
  2. Лабораторные работы.
  3. Практические работы.
  4. Познавательные игры.

Разберем все эти методы по порядку.

Метод упражнений

Определение 2

Упражнением называется циклическое планомерное действие с определенной целью – выработать конкретный навык или улучшить его качество.

Чтобы учащиеся успешно справлялись с упражнениями и развивали нужные навыки, упражнения должны быть организованы без ошибок.

Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения. Методика создания комплекса упражнений и их характер будут зависеть от того, какой предмет изучается, какой объем материала необходимо усвоить, а также от того, какими возрастными психологическими особенностями обладают дети.

Упражнения очень полезны для развития культуры речи, становления закономерного и последовательного мышления и когнитивных способностей у детей. Их можно разделить на три основных типа:

  1. Устные – отличаются очень разнообразным назначением. С их помощью можно овладеть культурой и техникой чтения, изучить устный счет, научиться связно рассказывать, последовательно излагать информацию и т.д. Особенно важны упражнения при изучении родного и иностранных языков. С течением времени их сложность должна нарастать, соответствуя уровню школьников.
  2. Письменные – в первую очередь к ним относятся диктанты, развивающие навыки стилистики, грамматики и орфографии, написание конспектов, сочинений, решения задач, письменные описания экспериментов и т.д. Они лежат в основе обучения и призваны сформировать, развить и упрочить необходимые навыки и умения.
  3. Графические –работы по созданию чертежей, составлению разнообразных схем, графиков, карт, рисование альбомов и плакатов, зарисовки, выполняемые по ходу научно-практической работы или экскурсии и т.д. Как правило, они тесно связаны с письменными заданиями и помогают им решать точно такие же учебные задачи. Рисование и черчение способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также развивает навыки анализа и пространственного воображения.
  4. Производственно-трудовые учебные упражнения иногда не включаются в общую классификацию. Они имеют целью показать учащимся, как правильно применять теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Они весьма полезны для трудового воспитания учеников. Доказано, что знания с их помощью усваиваются гораздо лучше и быстрее прочих методов при условии, что учитель наблюдает, комментирует деятельность и организует ее периодическое повторение. В целом эффективность этого метода среди всех практических средств обучения максимальная.

Метод лабораторных работ

Определение 3

К практическим методам относятся и лабораторные работы, подразумевающие проведение опытов учениками под контролем учителя. При этом используются специальные устройства, инструменты и т.п., то есть задействуется специальное техническое оборудование.

Лабораторная работа может носить как иллюстративный, так и исследовательский характер. Сам метод основан на самостоятельной работе ученика по получению знаний, однако контроль учителя на всех этапах очень важен. Активнее всего метод лабораторных работ применяется в рамках изучения биологии, физики, химии. Работа учащихся при этом может быть, как индивидуальной, так и групповой. Наиболее эффективен проблемный метод, когда перед экспериментом выдвигается гипотеза, которую ученики пытаются подтвердить или опровергнуть. Необходимые материалы и приборы при этом также подбираются учениками самостоятельно.

Метод практических работ

Определение 4

Практический метод в целом имеет много общего с лабораторными работами. Принципиальное отличие состоит в том, что в нем необходимо не получить новое знание, а применить уже имеющееся, то есть он направлен на выработку умения применять знания на практике.

С помощью практического метода можно значительно углубить имеющиеся умения и знания, довести качество выполнения задач до совершенства, научиться выявлять и исправлять ошибки и лучше контролировать свою работу, а также активизировать стремление к познанию.

Определение 5

Практический метод обучения – это процесс, в рамках которого можно выделить следующую последовательность действий:

  • знакомство учеников с теоретической частью проблемы;
  • предварительный инструктаж;
  • иллюстрацию работы на примере учителя;
  • собственно, выполнение задания;
  • контроль выполненной работы, проверку и оценку.

Целесообразно проводить практическую работу сразу после того, как было закончено изучение крупного тематического раздела, поскольку она должна иметь характер обобщения. Она может быть проведена не только в классе, но и за его пределами, например, на пришкольном участке.

Определение 6

Практические методы – это очень эффективные приемы, с помощью которых можно приучить учеников выполнять задание добросовестно, вырабатывать у них экономность, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность.

Дети учатся тщательно организовывать трудовой процесс, осознавая цели будущей работы, ставя задачи и выбирая их решение, создавая план и готовя материалы и инструменты, контролируя качество и подводя итоги.

Игровой метод

Отдельно следует отметить познавательные игры. С их помощью можно создать ситуации, моделирующие окружающую действительность. Ученикам ставится задание найти выход из этой ситуации, что очень полезно для развития познавательных способностей.

Участвуя в игре, дети учатся концентрировать внимание, самостоятельно мыслить, у них появляется желание узнавать новое. Если игра организована правильно, ученики увлекаются ей и перестают замечать, что учатся в этот момент, что полезно не только для пополнения запаса знаний, но и для развития фантазии. В игре с удовольствием принимают участие даже те, кто обычно неохотно включается в учебный процесс: они стремятся не подвести одноклассников и прикладывают значительные усилия.

Игра также положительно влияет на сферу чувств и эмоций, создавая у участников особый настрой и позитивное отношение к работе. Кроме того, она делает повторение пройденного увлекательным и разнообразным.

В настоящее время большую популярность приобретают игры-симуляции, направленные на проявление конкретных качеств. Используются и такие стороны игрового метода, как генерация, т.е. такая деятельность, когда школьники активизируют свои мысли для того, чтобы найти выход из выдуманной ситуации, и инсценировка, которая может проявляться в форме диалога на определенную тему, театрализованного представления и т.д. Многие педагоги считают игры нетрадиционными образовательными методами, но сегодня они уже стали полноценной частью процесса обучения и приносят заметные результаты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.

Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.

Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися. Другими словами, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Методы обучения в педагогике ↑

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.

Основными являются:

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный.

Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный

Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.

Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.

Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

Практический

Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут быть представлены в виде:

  • упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
  • лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;
  • дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядный

Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.

Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

  1. Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);
  2. Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.

Эвристический

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.

Проблемный

Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.

Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

  • поисковой практикой;
  • навыками анализа;
  • самостоятельной исследовательской деятельностью;
  • компоновкой полученной информации.

Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.

Исследовательский

Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы.

Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.

В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Репродуктивный

Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.

Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.

Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

Объяснительно-иллюстративный

Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.

Закрепление изучаемого материала ↑

Объяснение учителем материала является начальной ступенью обучения. Не менее важная составляющая усвоения знаний учениками – последующая работа по усвоению полученной информации, включающая в себя закрепление, запоминание и осмысление изложенного на уроке материала.

Основные приемы закрепления материала – это беседа, опрос и работа с учебником;

  1. Беседа включает воспроизведение (повторение) полученной информации.
  2. Воспроизведение может быть простым, резюмирующим и систематизирующим. Последние два вида имеют большое значение для развития мышления и умения вникать в суть материала.
  3. Работа с учебником позволяет учащимся остановить свое внимание на тех пунктах, которые показались особенно сложными.

Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.

Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.

Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного ↑

Опытные педагоги считают, что только самостоятельная работа учащихся способствует глубокому овладению знаниями и развитию мышления. Для самостоятельной работы учитель дает задание, но сам не принимает активного участия в процессе усвоения учащимися материала.

Основные методы самостоятельного усвоения материала:

  • работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);
  • тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);
  • лабораторные занятия.

Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.

Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.

Проверка и оценка знаний ↑

Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.

Основные методы проверки и оценки:

  • текущая (в ходе учебных занятий);
  • четвертная (по итогам учебной четверти);
  • годовая (по итогам года);
  • переводные и выпускные экзамены.

Текущая проверка может проводиться в форме наблюдения за учащимися, и в виде устного – индивидуального, фронтального или уплотненного, и письменного опроса.

Также к методам проверки знаний относится проведение контрольных работ, оценка домашнего задания и современные формы отслеживания, например, программированный контроль – проверка знаний при помощи заданий с несколькими вариантами ответа.

Все перечисленные средства обучения практикуются как общей системой образования, так и специальной педагогикой, одной из главных отраслей которой является коррекционная педагогика, разрабатывающая основы образовательного процесса для детей с отклонениями в развитии.

Семейная педагогика также советует родителям, прибегая к методам обучения детей, использовать не один-два приема, а включать в процесс воспитания и обучения как можно больше различных методов и средств.

Видео: В чем заключаются инновационные методики преподавания