Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду



В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Патриотизмэто проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план: приобщать воспитанников к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, формирование у них российской гражданственности.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями

Все направления связаны между собой и включают в себя:

  1. Знакомство с родным городом, его историей
  2. Знакомство с родным краем и Россией
  3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
  4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
  5. Знакомство с государственной символикой города, края.

Для решения этой значимой задачи в ДОУ составила перспективный план на год. В него вошли консультации:

‒ «Система патриотического воспитания в ДОУ, обзор программ и технологий»;

‒ «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России. Содержание работы, методы и приёмы»;

‒ «Дошкольникам о защитниках отечества».

В результате, эти консультации повысили уровень педагогической грамотности воспитателей.

Взаимопосещение занятий познавательного цикла, включающих в себя вопросы патриотического воспитания дошкольников помогли молодым педагогам перенять практические методические приёмы для подачи дошкольникам сложного материала. Все педагоги ДОУ показали серию открытых занятий на высоком профессиональном уровне. Такие занятия как «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Дошкольникам о Великой Отечественной войне» прошли с интересными презентациями. Подведение итогов конкурса уголков патриотического воспитания показало, что педагоги нашего ДОУ понимают значимость вопроса и создают условия для детей впитывать эти чувства с детства. В ходе конкурса на лучшую игру по патриотическому воспитанию воспитатели проявили творчество. В результате пополнились картотеки игр по группам, воспитатели обменялись опытом по созданию интересных игр.

В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МДОБУ детский сад № 1 города Лабинска были проведены следующие беседы:

Беседа, посвящённая освобождению Лабинского района и Кубани от немецко-фашистских захватчиков с целью воспитания патриотических чувств у дошкольников на примере героических судеб в годы войны, событий в период оккупации немецкими захватчиками родного края — Кубани;

Беседа «Защитники Земли русской;

«Шаг к великой победе; Беседа «Ратные поля России; Беседа, посвящённая победе советских войск под Сталинградом; Беседа, посвящённая 73 годовщине высадке десанта советских войск на малую землю в городе Новороссийске». В беседах были использованы презентации. Воспитатели совместно с родителями собрали интересный материал о подвигах земляков, русских солдат. В группах организовали выставки пионеров — героев, прочитаны рассказы об их подвигах. В ДОУ оформили выставку детских работ по теме «Достойны памяти героев». Авторам лучших работ были вручены призы. При проведении игры «Зарница», дети получили положительные эмоции, они с удовольствием проходили препятствия и чётко докладывали о выполнении задания главнокомандующему. В конце игры наши воспитанники с достоинством принимали медали от главнокомандующего (военнослужащего воинской части. Воспитатели вели игру в военной форме. Всё это приближало обстановку к настоящим событиям, дети вжились в роль и стремились победить). Особенно детей тронула встреча с ветераном ВОВ с Шариным П. А. В заключении месячника дети посмотрели мультфильм «Мальчиш-Кибальчиш», вспомнили песни военных лет на музыкально — литературной композиции.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы знакомим не только с историей, но и не забываем о происходящих событиях. Олимпиада Сочи -2014 войдет в историю — дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику. Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей в нашем ДОУ — это тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель — вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

В результате чего родился замечательный проект семьи Бондаревых «Я горжусь своим дедом». После представления презентации на родительском собрании в ДОУ, многие родители прониклись этой проблемой и проявляют большой интерес к нашим мероприятия с детьми, предлагая свои услуги в организации и проведении. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия.

Краткое описание документа:

       Я
готовила этот доклад для выступления на районном семинаре воспитателей
дошкольных учреждений. Я поделилась с коллегами опытом работы по теме
нравственно-патриотического воспитания детей и пути его реализации в детском
саду. Актуальность
данной работы заключается в подготовке ребенка к
самостоятельной жизни
. Необходимо научить его быть честным, справедливым и
успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою
Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с
историческим, национальным, культурным, географически , природно —
экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству
начинается с любви к своему краю и городу.

Задачи:

1. Формировать правовое сознание дошкольников;

2. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность
к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

3. Воспитывать уважение к людям труда;

4. Развивать у детей стремление к созидательной
деятельности.

Данные задачи решаются во всех видах детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в
ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками
.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить — воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников  расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • -люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Правильное воспитание – это наша счастливая
старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это
наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей
страной.

А.С.МАКАРЕНКО

Нравственно -патриотическое воспитание детей
является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка
– сложный педагогический процесс. В основе его
лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с
отношения к семье, к самым близким людям – к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего
народа, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать
и изучать культуру своих предков
. Именно акцент
на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.

У каждого народа свои сказки, и все они передают
от поколения к поколению нравственные основные
ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие. “Это – первые и блестящие попытки
русской народной педагогики, — писал К.Д.Ушинский,
— и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическим
гением народа”
. Не случайно К.Д.Ушинский
подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в
русскую педагогическую литературу термин
“народная педагогика”, видя в фольклорных
произведениях национальную самобытность народа,
богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного
творчества не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей
интереса и любви к родному краю имеет ближайшее
окружение. Постепенно ребёнок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и
страной, её столицей и символами.

Задача педагога

– отобрать из массы
впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных дома
(детского сада, родного края); труд людей,
традиции, общественные события и т.д. Причём
эпизоды, к которым привлекается внимание детей,
должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес
. Поэтому, начиная работу по
воспитанию любви к родному краю, педагог обязан
сам его хорошо знать. Он должен продумать, что
целесообразнее показать и рассказать детям,
особо выделив наиболее характерное для данной
местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня
неповторимы. В каждом месте своя природа, свои
традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет сформировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край.

Родной город… Надо показать ребёнку, что
родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших
дошкольников, расширяется – это район и город в
целом, его достопримечательности, исторические
места и памятники. Детям объясняют, в честь кого
они воздвигнуты
. Старший дошкольник должен знать
название своего города, своей улицы, прилегающих
к ней улиц, а также в честь кого они названы
. Ему
объясняют, что у каждого человека есть родной дом
и город, где он родился и живёт. Для этого
необходимы экскурсии по городу, на природу,
наблюдения за трудом взрослых, где каждый
ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет
людей, требует от них слаженности, взаимопомощи,
знания своего дела
. И здесь большое значение
приобретает знакомство детей с народными
промыслами края, народными умельцами.

В нравственно – патриотическом воспитании
огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных
фактах из жизни старших членов семьи необходимо
привить детям такие важные понятия, как “долг
перед Родиной”, “любовь к Отечеству”,
“ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д.
Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Отчизну
. Родина
чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье
людей
. Их имена увековечены в названиях городов,
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная
система нравственно – патриотического
воспитания может видоизменяться в зависимости
от конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к
семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине.
К сожалению, известны случаи, когда преданность
своему дому уживается с безразличием к судьбе
страны, а иногда даже с предательством. Поэтому
важно, чтобы дети как можно раньше увидели
“гражданское лицо” своей семьи.

Показать через малое большое, зависимость
между деятельностью одного человека и жизнью
всех людей – вот что важно для воспитания
нравственно – патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет
способствовать правильному развитию
микроклимата в семье, а также воспитанию любви к
своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему
городу, необходимо подвести к пониманию, что их
город – частица Родины, поскольку во всех местах,
больших и маленьких, есть много общего:

— повсюду люди трудятся для всех;
— везде соблюдаются традиции: Родина помнит
героев, защитивших её от врагов;
— повсюду живут люди разных национальностей,
совместно трудятся и помогают друг другу;
— люди берегут и охраняют природу;
— есть общие национальные и общественные
праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом – это непременно
быть интернационалистом. Поэтому воспитание
любви к своему Отечеству, гордости за свою страну
должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других
народов, к каждому человеку в отдельности,
независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных
национальностей создаётся у ребёнка в первую
очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е.
взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно
это актуально в наши дни, когда среди какой-то
части взрослого населения возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому
особенно важно в детском саду поддержать и
направить интерес ребёнка к людям других
национальностей, рассказать, где территориально
живёт данный народ, о своеобразии природы и
климатических условий, от которых зависит его
быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребёнок должен
знать: нашу страну населяют люди разных
национальностей; у каждого народа есть свой язык,
обычаи и традиции, искусство и архитектура;
каждый народ талантлив и богат умельцами,
музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи
нравственно-патриотического воспитания, каждый
педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и
особенностями детей, учитывая следующие
принципы:

— “позитивный центризм” (отбор знаний,
наиболее актуальных для ребёнка данного
возраста);
— непрерывность и преемственность
педагогического процесса;
— дифференцированный подход к каждому ребёнку,
максимальный учёт его психологических
особенностей, возможностей и интересов;
— рациональное сочетание разных видов
деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок;
— деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный
на детской активности.

Работа по каждой теме должна включать занятия,
игры, экскурсии, нерегламентированную
деятельность детей, по некоторым темам –
праздники.

Тематическое планирование способствует
эффективному и системному усвоению детьми
знаний о своей стране, родном крае, той местности,
где они живут. Причём темы повторяются в каждой
группе
. Изменяются только содержание, объём
познавательного материала и сложность,
следовательно, и длительность изучения.
Отдельные темы желательно приурочивать к
конкретным событиям и праздникам, обеспечивая
тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического
воспитания детей являются тематические занятия.
Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную
активность. Этому помогают приёмы сравнения,
вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать
детей самостоятельно анализировать увиденное,
делать обобщения, выводы
. Можно предложить найти
ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребёнка
дошкольного возраста характерны
кратковременность интересов, неустойчивое
внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное
обращение к одной и той же теме лишь способствует
развитию у детей внимания и длительному
сохранению интереса к одной теме
. Кроме того,
необходимо объединять в одну тему занятия не
только по родному языку, но и по ознакомлению с
природой, музыкой, изодеятельностью.

Учёт возрастных особенностей детей требует
широкого применения игровых приёмов, которые
важны как для повышения познавательной
активности детей, так и для создания
эмоциональной атмосферы занятия. Большой
интерес вызывают у детей игры в “поездки и
путешествия”
. Таким образом, каждая тема должна
подкрепляться различными играми, продуктивными
видами деятельности. Итоги работы над темой,
объединяющей знания детей, могут быть
представлены во время общих праздников, семейных
развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в
ознакомлении детей с бытом, традициями,
отдельными историческими моментами вызваны тем,
что дошкольникам свойственно наглядно –
образное мышление. Поэтому необходимо
использовать не только художественную
литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные
предметы и материалы. “Бытовая повседневность”
чрезвычайно эффективна для ознакомления детей
со сказками, народными промыслами, бытовыми
предметами старины
. Для этого желательны
посещения музеев, а также организация
специальных помещений в детском саду
. Именно
здесь для ребёнка открывается возможность
первого проникновения в историю быта родного
края
. Кроме того, в подобном “помещении”
расширяются возможности подачи информации
посредством игры.

Не менее важным условием нравственно –
патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к
истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.

Цель:

  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего
    детского сада, своего города, своей страны.
  • Формировать нравственно-патриотические
    чувства; обогащать и углублять знания детей о
    семье, городе, стране.
  • Активизировать работу по пропаганде
    патриотического воспитания через доступные
    средства.

Задачи:

  • Формировать гражданственность, чувство любви и
    гордости к малой Родине.
  • Упорядочить и закрепить информацию о родном
    городе, крае, их символики.
  • Ориентировать родителей на гражданское
    воспитание детей в семье.
  • Развивать способности в восприятии и анализе
    литературных произведений, живописи,
    архитектуры. Учить выражать свои чувства,
    обогащать словарный запас.

Приложение 1

Приложение 2