Креативное мышление: как развить творческие способности

Сколько различных способов применения скрепки вы сможете придумать за три минуты? Если ваши результаты соотносятся с показателями большинства, то ответ будет где-то между 10 и 20.

Этот знаменитый тест был придуман в 2019 году Джо Полом Гилфордом (J.P. Guilford), американским психологом и профессором ряда ведущих университетов. Тест использовался для оценки дивергентного мышления.

Подобные испытания, также известные как «тесты альтернативного использования», очень популярны в современном мире — наверняка вы хоть раз сталкивались с ними на тренингах или собеседованиях.

На изображении выше вы увидели две странные фигуры — это часть другого интересного теста, в рамках которого предлагается дорисовать картинку в каждом окне. Это еще один тест на дивергентное мышление — чем креативнее испытуемые, тем более интересные изображения получаются в результате.

Творческое мышление часто рассматривается как данность — либо оно есть, либо увы. Но в последнее время такая позиция теряет свою прочность: по результатам исследования в Гарварде, успехи в творчестве на 85% определяются навыками мастерства. Это означает, что каждый из нас может развить творческое мышление.

Вопрос в том, как это сделать?

  • Леонард Коэн о творчестве, усердной работе и искусстве восстановления

Что такое творчество?

Творческое мышление — нематериальный предмет для обсуждения. Невозможно положить креативность на обеденный стол и рассмотреть ее под лупой. В большинстве случаев, встречаясь с настоящим искусством и творческими людьми, вы просто это чувствуете. Мария Попова, креативный гений BrainPickings.org, говорит что творчество — это искусство соединять несоединимое, преобразуя существующие знания в совершенно новый способ видения мира.

Это определение, кажется, предельно точно описывает все сферы творческого процесса — но мы заглянем еще глубже.

Ассоциации

Эта практика позволяет проводить линии между, казалось бы, абсолютно чуждыми друг другу вещами и идеями. Сэр Ричард Бренсон (Richard Branson) считает, что на этом методе выстроена вся его корпорация Virgin Group.

Вопросы

Любопытство — частое качество у людей творческих профессий. Многие новаторы постоянно интересуются всем происходящим — их не устраивает текущее положение вещей в мире.

Леонардо да Винчи был убежден в сильном влиянии любопытства на творческий процесс. В одном из его эскизов сохранилась надпись: «Я бродил по окрестностям в надежде найти ответы на вещи, которые не мог понять».

Наблюдение

Мария Конникова в своей книге «Думай как Шерлок Холмс» (How to Think Like Sherlock Holmes) подчеркивает важность постоянного и глубокого наблюдения за окружающей средой. Для иллюстрации этого тезиса Мария приводит отрывок из книги: Шерлок спрашивает у Ватсона, сколько ступеней на лестнице в доме Холмса, по которой каждый из героев проходил сотни раз. Ватсон не смог ответить, на что Шерлок сказал:

«Вы не наблюдательны. Каждый день вы поднимались по лестнице, и наверняка подсознательно считали свои шаги, но не помните этого. Я же знаю, что на лестнице 17 ступеней, так как видел и наблюдал».

  • Как разбудить вдохновение?

Нетворкинг

Речь идет не просто о расширении списка контактов на LinkedIn. Нетворкинг заключается в увеличении количества ваших социальных связей и привлечении идей из всех слоев общества. Поистине творческие личности не сидят в скорлупе своего круга общения — они постоянно пробуют что-то новое.

Эксперименты

Чтобы увидеть свежие пути и возможности, вы должны выйти из зоны комфорта и поэкспериментировать с новыми идеями и методами работы. Google первая внедрила в рабочий процесс принцип 80/20, что позволило сотрудникам корпорации активно трудиться только 20% от стандартного рабочего времени.

С тех пор концепция успела прижиться в Apple и LinkedIn. Эти компании понимают, что творчество — не шутка или развлечение, а тяжелый труд. Одного желания быть творческим недостаточно для успеха — вы должны приложить усилия.

План по развитию творческого мышления

Теперь мы выяснили компоненты творческой работы, но как развить креативность? Существует пять простых методов, которые стимулируют мышление к выходу из зоны комфорта и могут подарить вам больше идей, чем вы думаете.

Разомните свою творческую мускулатуру

«Идеи похожи на кроликов — сначала у вас их несколько, но начав возиться с ними, вы и не заметите, как получите целый выводок». Джон Стейнбек

Так же, как укрепление мышц в тренажерном зале, развитие творческого потенциала требует времени и энергии — для успеха необходимы ежедневные усилия. Возьмите на себя обязательство регулярно упражнять свой ум.

Например, Джеймс Алтучер развил привычку, которая помогает ему создавать 2019 уникальных идей в год. Все очень просто: каждый вечер Джеймс садится и придумывает 10 идей, от бизнес-планов до книжных концепций.

Регулярный процесс генерации свежих идей приучает мозг постоянно искать новые пути решения проблем. Такой подход не только создает питательную среду для творчества, но и укрепляет ваш ум.

Когда мы делаем нечто новое, в нервной системе возникает сигнал о том, что мы учимся, и это вызывает выброс порции дофамина — нейромедиатора, отвечающего за хорошее моральное самочувствие и являющегося ключевым компонентом процесса обучения. Это — приятная награда за умственные усилия, которая может служить мотивацией для освоения непредставимых ранее творческих резервов.

  • Как нейромедиаторы влияют на творчество?

Прерывайтесь чаще

Все люди разные, и у каждого есть свой способ генерации идей. Кому-то свежие мысли приходят за ужином: бокал вина, спокойная атмосфера, думать о работе уже не нужно — вот тут-то мозг переключается и может выдать нечто интересное.

Кто-то использует для аналогичных целей бег по утрам, шопинг, утренний кофе — что угодно, вплоть до ежедневного часа в пробке у дома. Каждый может вспомнить ситуацию, в которой чаще всего приходят хорошие мысли, что неслучайно.

Когда мы немного отвлекаемся от ежедневных проблем, наше сознание чуть разгружается, что может послужить причиной для свежего взгляда на вещи. Шелли Н. Карсон (Shelley H. Carson) утверждает: «Отвлечение может дать мозгу перерыв, необходимый на то, чтобы отвлечься от неэффективного решения проблемы».

Слишком большое внимание, уделяемое проблемам, как правило, задействует все ваши когнитивные ресурсы. Сделайте шаг назад, займитесь домашними делами, отправьтесь на прогулку — словом, остановитесь на минуту и дайте передышку мозгу, очистив его от ежедневного мусора. Так вы и освободите пространство для творчества.

  • Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса

Измените среду

Вы, вероятно, никогда не бывали на кухне элитного ресторана. Аналогично, вы вряд ли видели схему канализации, что идет от вашего офиса за несколько километров. Но при просмотре мультфильмов «Рататуй» и «В поисках Немо» сцены в подобных местах казались вам вполне подлинными. Знаете, как появились эти произведения?

Для создания реалистичного эффекта режиссеры Pixar сами погружались в среду, которую хотели выстроить. При съемках «Рататуй» создатели отправились на двухнедельную командировку во Францию, где исследовали местную кухню. В случае с Немо, группа провела некоторое время в городской канализации Сан-Франциско, для изучения дренажной системы города.

Никто не заставляет вас завтра ехать во Францию — а уж тем более лезть в канализацию. Но выйти из привычного круга иногда просто необходимо, чтобы дать толчок творческому мышлению.

Например, ряд исследований среди эмигрантов показал, что люди, проживающие в чужой для себя стране, часто быстрее находят неочевидные связи и показывают высокие успехи в творчестве. Адаптация к жизни в обществе с новым языком, культурой и укладом вынуждает трансформировать старые представления и менять привычные модели поведения.

Опять же, не стоит эмигрировать только потому, что вам необходимо развить творческое мышление. Просто поезжайте в путешествие — так вы освободите мозг от рутинных, рабочих задач и заодно дадите ему свежие впечатления от новых стран и культур. Хорошее путешествие, как ничто другое, меняет представления о мире и внутренние установки, одновременно обогащая кругозор.

Измените свой график

По недавним исследованиям, мы могли бы работать эффективнее, привнеся в свой привычный распорядок дня некоторые новшества. Речь идет о следующем — в периоды, когда активность снижается, наша способность к концентрации уменьшается соответственно. Потеря во внимании дает возможность охватить более широкий спектр информации. В состоянии низкой активности наш мозг генерирует больше альтернатив и различных интерпретаций, которые способствуют всяческим инновационным идеям и инсайтам. В периоды сниженной активности ваше сознание чуть менее организовано. Вместо линейного мышления мысли будто разбегаются в разные стороны, одна цепляет другую, тут же уступая место третьей и т. д. В подобном состоянии вы можете подсознательно находить неочевидные связи между идеями.

Конечно, «сове» не стоит насильно обращаться в «жаворонка» и наоборот. Просто иногда бывает полезно нарушить привычный ход вещей.

  • Что хотелось бы знать о творчестве в 20 лет?

Сознание новичка

Мозг человека, впервые сталкивающегося с темой, способен подсказать множество путей решения. Эксперт же знает только одну дорогу, по которой и ходит много-много лет подряд, даже не представляя, что можно свернуть.

В дзен-будизме это называется «Shoshin», или чувство начинающего. Суть в том, чтобы снова почувствовать себя новичком, не знающим границ и разочарований — равно как и всех ответов. Здесь кроется два преимущества. Во-первых, новички более открыты для новых идей и альтернативных путей решения проблемы. Во-вторых, желание исследовать новое очень важно для творческого мышления. Исследования показали, что люди с богатым опытом приключений, как правило, мыслят менее шаблонно, чем остальные.

Хотите проверить? Тогда выполните простое упражнение. Выберите любое хобби и осваивайте его в течение 30 дней. Для физического и эмоционального здоровья очень важно периодически бросать самому себе вызовы. Это поможет сохранить ум острым и открыть в себе новые потенциалы.

Заключение

Большинство того, что представляется вам недостижимым мастерством и проявлением гения, на самом деле — навык, развитый упорным трудом. Возможно многое, но для этого придется поработать.

Высоких вам конверсий!

По материалам: blog.pickcrew.com 

21-10-2014

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Психологический настрой на творческую работу

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Упражнения для тренировки и развития творческого мышления

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов». Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое». Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот». По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка». Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка. Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это». При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею, даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор. Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

 Некоторые родители желали бы развить креативное мышление своего чада. К этому следует подойти осторожно.

Ведь в результате наших действий можно получить однобоко развитую личность. Принимая решение развивать у ребёнка креативное мышление, начнём с его беглости. Креативный = творческий.

Беглость мышления – скоростная характеристика.

Задачу развития беглости решают абсолютно все упражнения, где надо сделать как можно больше всего за ограниченное время.

Планируя занятия, надо учесть следующее. Креативное мышление имеет два компонента:

  1. вербальный (словесный, левополушарный)
  2. наглядный (неречевой, образный, правополушарный).

Словесный компонент

Например, я предложу за 3 минуты написать во возможности больше слов на букву О. Чем больше ученик напишет слов на заданную букву, тем больше беглость мышления.

На основе элементарного приёма, приведённого выше, мы можем конструировать огромное количество аналогичных упражнений. Вроде этих:

  1. написать как можно больше слов с О, стоящей на третьем месте,
  2. или слов, заканчивающихся на какую-то букву,
  3. или ограничим сферу применения слов: напиши максимально возможное количество городов, начинающихся на букву С.

Мы можем придумывать задачи как угодно, придерживаясь основного принципа:

сделать как можно больше чего угодно за ограниченное время.

Приведённые выше упражнения касаются словесной стороны нашего творческого мышления. Но есть наглядная сторона. Поэтому одних игр со словами, буквами недостаточно.

Наглядный компонент

Точно так же однотипные задания на скорость могут опираться на наглядный компонент.

  1. Предложим ребёнку несколько кружков. Желательно, несколько десятков: 20, 30 и сколько угодно. И скажем: вот тебе, допустим, 12 кружков. У тебя будет 3 минутки. Преврати, пожалуйста, их в 12 разных рисунков. 
  2. Вместо кружков можно взять любую геометрическую форму или их сочетание (круг в шестиугольнике).

Конкретные задания бесконечны. подойдёт для них любой материал, в том числе учебный. Поэтому полезнее определить направления, по которым можно конструировать необходимые задания.

Направления по конструированию упражнений беглости мышления

  1. Первое направление мы уже рассмотрели выше.
  2. Анализ признаков предмета.
  • Придумай за определённое время (до 5 мин) побольше предметов, которые могут быть красными (шершавыми/горячими).

 Это абсолютно наглядное задание. Признак можно увидеть (как в данном случае), пощупать, понюхать и т. д.  Дошкольник, младший школьник будет опираться на имеющийся у него ресурс, постоянно его расширяя в результате тренировок.

  • Это же задание легко переадресовать в сферу словесную, когда имеем дело с подростком. Только даём признак из сферы абстрактного. Например, придумай как можно больше явлений, про которые можно сказать в переносном смысле, что они холодные.

В этом случае мы апеллируем не к образному, а к вербальному компоненту нашего креативного потенциала. Они более полезны, так как в подростковом возрасте словесный компонент должен подтянуться к наглядному.

  1. Применение знакомого предмета оригинальным способом.

Очень известный приём конструирования именно беглости креативного мышления.

  • Придумай, как необычным способом использовать кирпич. Вот тебе 3 минутки.
  • Придумай как можно больше способов применения бутылки (классика жанра для подростков). Инструмент – раскатаем тесто. Оружие – средство нападения и защиты. Средство розыгрыша – налить воды, сказать «пиво»; кто-то поверил, хлебнул, всем смешно.

Цель, чтобы человек как можно быстрее анализировал признаки объекта и придумывал оригинальные способы их использования. Надо не только выделить признаки, но и уметь их применить. Сделать это быстро, только тогда развивается беглость креативного мышления.

  1. Максимально быстрое объединение разрозненных элементов в одно целое.
  • Предлагаем 4 буквы Б Е Н Т. Говорим: «Это первые буквы слов». Задание: восстанови предложение (словесный компонент). Что можно придумать? Бабушка едет на трамвае. Большую ель несёт Тимофей. Будем есть на траве. Богатый Егор надел туфли.

Малышам четыре буквы избыточно. Полезнее начать с двух.

Важно! Поскольку мы тренируем беглость, то надо добиться, чтобы за ограниченное время нам было предложено несколько вариантов. Здесь появляется необходимость по-разному синтезировать элементы как можно лучше, в как можно большем объёме.

  • Переходим к наглядному компоненту.

Даем бланк с кружками. Задание: нарисуй как можно больше рисунков, чтобы в каждом объединялось по 2 кружка.

Подведём итог.

При развитии беглости креативного мышления, мы должны быть ориентированы на принцип: как можно быстрее как можно больше  в ограниченное время.

Важно в однотипном материале сочетать наглядный и вербальный компонент. Чтобы не было такого, что мы развиваем или наглядную или словесную сторону беглости креативного мышления.

Порою творческий подход в личной или профессиональной жизни необходим как глоток свежего воздуха. Но к сожалению, не все люди умеют креативно мыслить. Многих оригинальные идеи посещают редко. Как развить креативность? И возможно ли это?

Каждый наделён творческим потенциалом, мы с ним рождаемся. Это способность нашего мозга, которую можно разбудить.

Содержание статьи:

1. Как развить креативность – полезные советы

2. Упражнения для развития креативности

3. Интересные факты о творческом мышлении

4. 10 книг для развития креативности

5. Мультфильм о креативном мышлении

Как развить креативность — советы

Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Как развить креативность – упражнения

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас 🙂 ), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Читайте также: Простые способы развить уверенность в себе

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации 🙂

сок почта
женщина крыша здания
компания день ребёнка
божья коровка чашка чая
новорождённый детектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

 Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Пройдите тест на творческий потенциал

Интересные факты о творческом мышлении

1. Синий и зелёный цвет помогает рождению творческих идей, в то время как красный цвет стимулирует внимание к деталям.

2. Физические упражнения улучшают способность творчески мыслить.

3. Уровень фонового шума влияет на творческое мышление. Тишина полезна для интенсивного решения проблем. А для рождения творческих идей подойдёт уровень шума, около 70 децибел (например, как в кафе).

4. Тусклое освещение помогает человеку чувствовать себя более свободным и раскованным, а значит никакие внутренние блоки не мешают творческому потоку.

5. Путешествия улучшают творческое мышление.

Читайте также: 6 способов развития самодисциплины

10 книг для развития креативности

1. Майкл Микалко — «Игры для разума. Тренинг креативного мышления»

2. Эдвард де Боно — «Шесть шляп мышления»

3. Остин Клеон — «Кради как художник»

4. Натали Ратковски — «Профессия — иллюстратор. Учимся мыслить творчески»

5. Хью МакЛаод — «Игнорируй всех, или Как стать креативным»

6. Марина Москвина — «Учись видеть»

7. Джулия Кэмерон – «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

8. Яна Франк – «Муза, где твои крылья?»

9. Скотт Белски – «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

10. Михай Чиксентмихайи– «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»

Мультфильм о креативном мышлении

Забавная свинка, у которой возникают креативные идеи для достижения заветной цели. Главное – не сдаваться, даже если кажется, что выхода нет. 🙂

Пожалуйста, оцените статью