Формы работы с родителями в ДОУ: современные методики и задачи

Семья является базовым педагогическим институтом. Поэтому работе с родителями отводится важная роль в образовательном и воспитательном процессе дошкольных и школьных учреждений. Основной задачей ДОУ является процесс образования, нравственного и психологического воспитания ребенка. Данные цели осуществимы только через беседы с родителями в ДОУ, при этом данная форма взаимодействия рассматривается как базовая на всех этапах образовательного процесса: от ясельной до подготовительной группы детского сада.

Роль семьи в становлении личности ребенка

Семейным воспитанием принято называть совокупность процессов воздействия представителей ребенка, а также других членов семьи на формирование личности ребенка в домашних условиях.

М. М. Рубинштейн сформулировал тезис о единстве воспитания в семье и социуме, эти виды воздействия неразделимы. Данное условие становится верным ввиду того, что определяющая роль отводится семье, поскольку именно там формируются базовые установки. Семья в этом случае является, во-первых, средой обитания ребенка, во-вторых, воспитательным институтом.

Статья № 18 «закона об образовании» РФ гласит, что именно родители являются начальными педагогами, именно они обязаны развивать личность, физические, психологические и нравственные аспекты формирования ребенка на раннем этапе развития.

Согласно исследованиям, успешность развития личности напрямую и главным образом зависит от семейного воспитания. Принцип методик может варьироваться, при этом создается благоприятная среда для экспериментов и творческого подхода к процессу, однако, не всегда в семье ребенок получает в результате правильную психологическую базу.

Система воспитания в семье имеет и ряд недостатков, как правило, это связано с неподготовленностью родителей. В этом случае просто необходимо сотрудничество с учреждениями ДОУ, а именно с воспитателем, педагогом, психологом и социальным работником.

Задачи и цели семейного воспитания

Особенность воспитания в семье заключается в особом благоприятном для ребенка микроклимате. Обучаемый находится в привычных комфортных условиях, где педагогом выступает человек, которому он доверяет.

Современные родители имеют возможность ознакомиться с основами педагогики и психологии. При правильном подходе результат строится на достижении развития самооценки ребенка в условиях не только семьи, но и социума в целом. Как правило, система воспитания строится на протяжении нескольких поколений, преобразуется и дополняется новыми методами, адаптированными под конкретный период развития и особенности личности ребенка.

В условиях семьи закладывается отношение к внешнему миру, мировоззрение, ценностные ориентации. Ребенок воспринимает мир через призму старших родственников, это могут быть родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, старшие братья и сестры.

В этом случае именно семья несет ответственность за формирование начального развития ребенка как личности, его навыков восприятия и общения, взглядов на ситуацию и действия других представителей социума.

Ответственность родителей состоит в том, чтобы правильно заложить основные «зерна» личности своего ребенка. Именно мать и отец являются примером для малыша в поведении, восприятии мира, стремлении к обучению.

Взаимодействие педагогического состава родителей

Несомненно, партнерство воспитателей и родителей в работе имеет важную роль. В соответствии с изменениями в законе об образовании разработан новый стандарт образования (ФГОС ДО). Работа с родителями по ФГОС в ДОУ имеет первостепенное значение. Эти меры приняты для достижения совместных целей: развития личностного «Я» и становления социальных навыков ребенком на протяжении всего периода раннего детства.

Работа с семьей в ДОУ по ФГОС основана на дифференцированном подходе к проблеме с учетом индивидуальных особенностей не только отдельно взятого воспитанника, но и его семьи в целом. Учитываются следующие критерии:

  • Социальный статус;
  • Внутренний семейный климат;
  • Степень заинтересованности родителей в участии в воспитательном и образовательном процессе;
  • Ожидаемый родителями результат взаимодействия с организацией;
  • Желание работать над собственным культурным и интеллектуальным развитием.

Организация ДОУ имеет ряд обязанностей перед представителями воспитанника, основанных на законодательстве. Именно учреждение является организатором бесед с родителями по ФГОС в ДОУ. Итак, согласно «Закону об образовании» ДОУ обязаны:

  • Информировать родителей о целях и задачах сотрудничества;
  • Обеспечить доступ к образовательному процессу в рамках программы;
  • Создать условия для возможности участия в совместной деятельности;
  • Оказывать поддержку в воспитании физических, психологических и нравственных видов развития;
  • Обеспечить участие семьи в совместных проектах;
  • Разработка формы работы с родителями в детском саду, формирование базы для рекомендаций по Программе;
  • Помогать в поиске средств, схем и методик, используемых в осуществлении программы.

Новые формы взаимодействия ДОУ и семьи

Сотрудничество педагогического состава и семьи позволяет расширить возможности образовательного процесса. Интерактивные формы взаимодействия с родителями в ДОУ позволяют достичь желаемого результата. Проводимые совместно с семьей мероприятия дают возможность выявить новые методы воздействия, а также создать оптимальные методики для инновационного подхода к образовательному процессу.

Совместная деятельность может проявляться в форме беседы, мероприятий, развлечений, а также нестандартных воспитательных форм.

Тандем «семья — ДОУ» позволяет расширить границы общепринятой системы образования для достижения Программы.

Работа с родителями

Главными воспитателями своих детей
являются родители.

Подрастающее поколение будет таким,
какой будет семья. Но, как писал А.С.
Макаренко «семьи бывают хорошие и
семьи бывают плохие. Поручиться за то,
что семья воспитывает как следует, нам
нельзя, говорить, что семья может
воспитывать как хочет, мы не можем
. Мы
должны организовать «семейное воспитание».

И сегодня, современным родителям
необходима помощь, ибо отсутствие знаний
по психологии и педагогике ведут к
ошибкам, непониманию, а значит, — к
безрезультативности воспитания. Поэтому
основные усилия педагогического
коллектив детского сада должны быть
направлены на повышение уровня
педагогической культуры родителей.
Одной из основных форм работы по
педагогическому просвещению семьи
является родительское собрание.

Каким оно должно быть сегодня?
Нетрадиционным! Это значит, на родительских
собраниях используются такие методы и
приемы, которые активизируют внимание
уставших родителей, способствуют более
легкому запоминанию сути бесед, создают
особый настрои на доброжелательный,
откровенный и деловой разговор. Вот уже
более пяти лет в детских садах используется
нетрадиционная методика проведения
родительских собраний, которая повысила
интерес родителей к вопросам воспитания
детей, значительно увеличила явку
(многие стали посещать собрания семьями),
активизировало родителей на решение
проблем воспитания.

В настоящее время используются
всевозможные методы и формы педагогического
просвещения родителей, как и уже
утвердившиеся в этой области, так и
новаторские, нетрадиционные. Используется:

— наглядная пропаганда,

— посещение семей,

— родительские собрания,

— беседы и консультации,

— конференции родителей,

— устные журналы,

— анкетирование,

— дни открытых дверей,

— круглые столы,

— организация клубов,

— организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов
более подробно.

Посещение семей

Педагогическая помощь родителям должна
основываться на тщательном и всестороннем
изучении каждой семьи, каждого ребенка.
Работа с родителями будет иметь
конкретный, действенный характер,
способствовать взаимопониманию и
взаимному интересу родителей и
воспитателей, если в ней будут реализованы
в единстве следующие задачи:

1) Ознакомление с материальными условиями
жизни семьи, ее психологическим климатом,
особенностями поведения ребенка в
семье.

2) Определение уровня педагогической
культуры родителей.

3) Выявление трудностей, испытываемых
родителями.

4) Изучение положительного опыта семейного
воспитания с целью его распространения.

5) Осуществление коллективного,
дифференцированного и индивидуального
педагогического воздействия на родителей
на основе тщательного анализа полученных
данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи
различных методов работы с родителями,
но наиболее действенной формой для
этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог
уже с первого посещения семьи увидит,
какие взаимоотношения преобладают
между ее членами, каков психологический
климат, в условиях которого происходит
развитие ребенка. При каждом последующем
посещении семьи воспитатель или
социальный педагог должен заранее
определить конкретные цели и задачи,
связанные с особенностями развития и
воспитания ребенка, с типом семьи.
Например, при посещении на дому семьи
ребенка раннего возраста выдвигаются
следующие цели и темы бесед: «Условия
для развития предметной деятельности
ребенка», «Соблюдение режима дня
ребенка раннего возраста», «Педагогические
условия для формирования
культурно-гигиенических навыков и
самостоятельности ребенка» и др. К
примеру, посещая малообеспеченную
семью, можно выяснить, какие конкретно
трудности они испытывают; продумать,
чем ДОУ может помочь семье (бесплатное
посещение детского сада, покупка игрушек
и т.п.)
. Четко поставленная цель посещения
обеспечивает готовность педагога к
встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней,
необходимо информировать родителей не
только о времени посещения, но и о его
основной цели. Практика показывает, что
в таком случае беседа и наблюдения
проходят более результативно
. Нужно
отметить еще и то, что в домашних условиях
беседа с родителями бывает откровенней,
есть возможность ознакомиться с мнением
и взглядами на воспитание всех членов
семьи, которые повседневно влияют на
развитие ребенка
. На основе бесед со
всеми членами семьи, наблюдений
воспитатель может четко определить
дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду,
можно использовать сочетание различных
видов наглядности. Это позволяет не
только знакомить родителей с вопросами
воспитания через материалы стендов,
тематических выставок и др., но и
непосредственно показать им
воспитательно-образовательный процесс,
передовые методы работы, доступно и
убедительно давать родителям нужную
педагогическую информацию. Можно
постоянно оформлять групповые стенды
типа «Для вас, родители», содержащие
информацию по двум разделам: повседневная
жизнь группы — различного рода объявления,
режим, меню и т.п., и текущая работа по
воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете
обсуждают годовой план работы. Затем
педагоги информируют о задачах воспитания
по определенному разделу на квартал,
сообщают программное содержание занятий,
дают советы родителям, как в семье может
быть продолжена работа, осуществляемая
в детском саду. Под общим заголовком, к
примеру, «Чем занимались ваши дети
сегодня», помещаются выписки из
календарных планов, краткие выписки о
выполнении программы.

С большим удовольствием родители
рассматривают работы детей, выставленные
на специальном стенде: рисунки, лепка,
аппликации и т.д.

При знакомстве родителей с физическим
воспитанием в семье на выставке можно
использовать фотографии, текстовой
материал о пользе физических упражнений,
перечень основных движений, которыми
должны овладеть дошкольники.

Родители проявляют большой интерес к
тому, как живут дети в детском саду, чем
занимаются. Знакомить родителей с этим
лучше всего путем проведения дней
открытых дверей
.К их проведению
необходимо прилагать большие усилия и
методистов, и социальных педагогов, и
психологов. Подготовку к этому дню стоит
начинать задолго до намеченного срока:
подготовить красочное объявление,
продумать содержание воспитательно-образовательной
работы с детьми, организационные моменты.
Перед началом просмотра занятий
необходимо рассказать родителям, какое
занятие они будут смотреть, их цель,
необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают
родителям: они получают возможность
наблюдать за своими детьми в ситуации,
отличной от семейной, сравнить его
поведение и умения с поведением и
умениями других детей, перенять у
педагога приемы обучения и воспитательных
воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся
дежурства родителей и членовродительского комитета. Широкие
возможности для наблюдения предоставляются
родителям во время прогулок детей на
участке, в дни праздников, вечеров
развлечений. Эта форма педагогической
пропаганды очень действенна и помогает
педагогическому коллективу преодолеть
еще встречающееся у родителей поверхностное
мнение о роли детского сада в жизни и
воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать
такую динамичную форму педагогической
пропаганды, как папки-передвижки. Они
помогают и при индивидуальном подходе
в работе с семьей. В годовом плане
необходимо заранее предусмотреть темы
папок, чтобы педагоги могли подобрать
иллюстрации, подготовить текстовой
материал
. Темы папок могут быть
разнообразными: от материала, касающегося
трудового воспитания в семье, материала
по эстетическому воспитанию до материала
по воспитанию детей в неполной семье.

Для неполных семей можно оформить папку
на тему «Воспитать ребенка полноценным»:

1) рекомендации психолога;

2) консультация для родителей;

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку в кризисной
ситуации (рекомендации социального
педагога).

Вот, например, какие материалы можно
поместить в папке на тему «Игра детей
как средство воспитания»:

1) высказывания классиков педагогики о
назначении игры для развития и воспитания
детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того
или иного возраста, перечень игрушек и
фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой
деятельности в разном возрасте, ее роль
в нравственном воспитании, примеры
сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству детской
игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

В папке-передвижке на тему «Совместная
работа детского сада и семьи по физическому
воспитанию» можно подобрать следующее:

1) текстовый материал о значении
физического воспитания детей дошкольного
возраста;

2) консультация для родителей на
определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения для детей
дошкольного возраста;

4) планы-конспекты физкультурных занятий;

5) рекомендации, советы по организации
физической деятельности в семье;

6) фотоматериал, отражающий занятия
физическими упражнениями в детском
саду;

7) газетные и журнальные статьи.

О папках-передвижках следует упоминать
на родительских собраниях, рекомендовать
ознакомиться с папками, давать их для
ознакомления на дом. Когда родители
возвращают папки, воспитателям или
социальным педагогам желательно провести
беседу о прочитанном, выслушать вопросы
и предложения.

Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят
традиционно — доклад педагога на какую-то
тему и обсуждение организационных
вопросов. Как правило, на собраниях
такого типа родители не проявляют
никакой активности. А пассивность — это
показатель либо незаинтересованности,
либо того, что сама форма проведения
собрания не располагает к высказываниям
со стороны родителей
. Это говорит о том,
что необходимо срочно пересматривать
формы проведения родительских собраний.

Но все-таки, многие образовательные
учреждения используют новаторские
формы проведения.

Для совершенствования проведения
мероприятия необходима организация
семинаров-практикумов, на которых стоит
рассматривать вопросы подготовки и
проведения родительских собраний, пути
повышения активности родителей. Также
можно провести обсуждение рекомендаций,
которые даются по этим вопросам в
пособиях, определить общие требования
к подготовке и проведению собрания.

Некоторые родительские собрания можно
делать открытыми, чтобы на нем могли
присутствовать другие учителя. Совместно
с методистом и социальным педагогом
обсуждается план мероприятий по
подготовке к собранию, составляется
вопросник для родителей, памятка.
Объявить о собрании следует заранее —
за одну-две недели до его проведения.

Вопросники могут быть разного плана,
примерно такого содержания:

Уважаемые мамы и папы!

Просим вас принять активное участие в
подготовке к групповому родительскому
собранию на тему «. . . . . . .» (указать
тему родительского собрания).

Предлагаем подумать над следующими
вопросами:

1. . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . .

3. . . . . . . . . . .

и т.д. (вопросы составляются с учетом
темы мероприятия, учитывая социальные,
педагогические, психологические аспекты
воспитания).

Также заранее выясняется, кто может
выступить на собрании.

Методистом и социальным педагогом на
доске информации помещается материал
примерно по таким рубрикам:

1. «Наши успехи»: выполнение программы
по какому-либо виду воспитания (зависит
от темы собрания), уровень знаний у
детей.

2. «Наши задачи»: задачи, которые
предстоит решить вместе с родителями.

3. «Консультации»: краткое изложение
темы собрания, ее значение в воспитании
детей.

4. «Литература по теме проведения
мероприятия»: список литературы с
краткими аннотациями.

5. «Детская художественная литература»:
список литературы с аннотациями и
рекомендациями к ее использованию в
том или ином аспекте воспитательной
деятельности (трудовое, эстетическое,
физическое и т.п.).

6. «Наши проблемы» (в зависимости
от тематики собрания).

Помимо подобной информационной доски
можно оформить ширму-складку, выставку
литературы для родителей.

Активное собрание родителей предусматривает
собой показ занятий-бесед, затем
обсуждение увиденного, раздача памяток
по теме собрания.

Организуя родительские собрания по
такой схеме можно за короткое время
добиться результатов: родители становятся
более заинтересованными в жизни детского
сада, более активными в его работе. Такая
форма дает возможность родителям как
бы заново узнать своего ребенка, наблюдая
его в условиях детского сада, когда в
свободной беседе обсуждаются педагогические
проблемы, способствует повышению чувства
ответственности за воспитание детей,
сплачивает коллектив родителей,
положительно сказывается на взаимоотношениях
детского сада и семьи.

Родительский ринг

Родительские ринги одна из дискуссионных
форм объединения родителей и формирования
родительского коллектива. Проведение
родительских рингов в школе просто
необходимо
. Многие родители уже в
начальной школе проявляют категоричность
суждений по многим вопросам воспитания
детей, абсолютно не учитывая возможности
и способности своего ребенка, уровень
его реального учебного потенциала.
Некоторые из родителей считают, что их
методы воспитания истинны и не подлежат
сомнению и коррекции со стороны педагога.
Родительский ринг проводится с той
целью, чтобы многие родители могли
утвердиться в правоте своих методов
воспитания или провести ревизию своего
педагогического арсенала, задуматься
над тем, что в воспитании своего ребенка
они делают правильно, а что не совсем
так.

Деловые игры.

Деловая игра — простор для творчества.
Она максимально приближает участников
игры к реальной обстановке, формирует
навыки быстрого принятия педагогически
верных решений, умение вовремя увидеть
и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы
проведения деловых игр. Все зависит от
компетентности, способностей и выдумки
руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает
в себя определение цели, задач игры,
организационных правил, регламентирующих
ход игры, выбор действующего лица (лиц)
в соответствии с ролями, подготовку
необходимого наглядного материала и
оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении
всеми участниками игры необходимых
правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее
результатов.

Целью деловых игр является выработка
и закрепление определенных навыков,
умения предупредить конфликтные
ситуации. Роли в деловых играх могут
распределяться по-разному
. В ней могут
участвовать воспитатели, заведующие,
социальные педагоги, родители, члены
родительского комитета и др. В деловой
игре также принимает участие референт
(их может быть несколько), который ведет
наблюдение за своим объектом по
специальной карточке наблюдения.

Встречи за «круглым столом»или
«Родительский вечер».

Встречи за «круглым столом»
расширяют воспитательный кругозор не
только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое
значение. Актовый зал следует особо
украсить, специально расставить мебель,
обратить внимание на музыкальное
оформление, что должно располагать к
раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными.
Беседу следует начинать активистам-родителям,
затем в нее должны включиться психолог,
врач, дефектолог, воспитатели, социальный
педагог, остальные родители. Можно
предложить для обсуждения различные
ситуации из семейной жизни, проблемы,
возникающие при воспитании детей в
различных типах семей, что еще больше
активизирует участников встреч
. В этой
форме работы примечательно то, что
практически ни один родитель не остается
в стороне, почти каждый принимает
активное участие, делясь интересными
наблюдениями, высказывая дельные советы.
Обобщить и закончить встречу может
психолог или социальный педагог.