Эстетическое воспитание и просвещение детей и подростков

Эстетические чувства, вкусы и идеалы не возникают сами по себе, а целенаправленно формируются с самого раннего детства и совершенствуются практически на протяжении всей жизни человека. Важнейшая роль в этом принадлежит грамотному руководству со стороны взрослых — родителей, воспитателей, учителей.

Значение нравственного воспитания

Опыт показывает, что эстетически неразвитыми остаются те дети, родители которых не задумывались о необходимости показать им прекрасную сторону жизни, не побуждали к участию в творческой жизни общества и не научили испытывать удовольствие от этого. Умение воспринимать прекрасное в быту, природе и произведениях искусства обогащает личность духовно, развивает его эмоциональную сферу, побуждает к общению с окружающими, к собственной творческой деятельности.

Перед культурно-нравственным воспитанием стоят следующие задачи:

  1. Слово «эстетика» произошло от греческого «чувственный». Следовательно, основной задачей такого воспитания является обучение детей и подростков чувственному восприятию действительности. Взрослые должны научить их видеть прекрасное во всех проявлениях жизни — в произведениях искусства, быту, труде, отношениях между людьми и природных явлениях.
  2. Воспринимая мир таким, каков он есть, ребёнок должен не только восхищаться, но и испытывать негативные чувства: огорчаться, злиться, негодовать. Задача взрослых заключается в том, чтобы дать ему правильные критерии эстетической оценки различных проявлений действительности.
  3. Общеизвестно, что эстетические вкусы людей разнообразны и зачастую противоположны. Одно и то же произведение искусства может кого-то восхитить, а у кого-то вызвать отвращение. У детей надо сформировать собственное отношение к искусству и научить их объяснять свои чувства и эмоции, соотносить с другими точками зрения на то или иное произведение или явление общественной жизни.
  4. Формирование желания активно участвовать в создании эстетической действительности: привить детям потребность художественно преобразовывать окружающее, стремиться к культурному и духовному самообогащению.

Решение этих задач неразрывно связано с задачами нравственного, умственного, физического и трудового воспитания.

Работа с детьми дошкольного возраста

Неоспоримо то, что школа чувственного восприятия мира начинается в семье. Уже на первом году жизни малыша родители покупают ему красивые вещи, игрушки, посуду, оборудуют детскую. Но чаще всего они это делают для себя, а не для ребёнка. Родителям следует использовать доступные для конкретного возраста малыша средства и методы. Например:

  • чаще показывать и озвучивать своё эмоциональное отношение к окружающему;
  • предлагать поучаствовать в созерцании красивого цветка, картинки, прислушаться к музыкальным звукам;
  • чаще одобрять его первоначальные попытки в рисовании, пении, чтении стихов;
  • обогащать речь оценочными словами «красиво (некрасиво)», «хороший (плохой) поступок»;
  • развивать сенсорику ребёнка, то есть его чувственную сферу — умение слышать и слушать, смотреть и видеть, ощущать особенности вещей и явлений;
  • формировать первоначальные навыки художественной деятельности ребёнка, то есть организовывать дома обучение рисованию, конструированию, движениям под музыку, действиям с детскими музыкальными игрушками.

Планируя отдать ребёнка в детский сад в 3−4 года, родителям не стоит рассчитывать на то, что «его там всему научат». Основы художественно-нравственного отношения к окружающему закладываются именно в раннем дошкольном возрасте, то есть до 3 лет. Поначалу ребёнок копирует поведение и эмоции родителей, но постепенно формируется его сознательное чувственно-оценочное отношение к ближайшим объектам и поступкам людей.

Образовательные учреждения

Любое направление воспитательной работы с детьми в ДОУ обязательно включает в себя их индивидуальное и коллективное культурное просвещение, формирование эмоционального и действенного эстетического отношения к окружающему.

Воспитатель выявляет и развивает у детей музыкально-художественные способности на специальных коллективных и индивидуальных занятиях. Их тематика тщательно планируется на весь учебный год с учётом возраста детей, предстоящих культурных событий в регионе, стране и мире. Формы и методы просвещения и обучения малышей на занятиях носят преимущественно действенно-игровой характер. Игровая деятельность зачастую перерастает в художественно-театральную.

Большим стимулом к участию в художественной деятельности для ребёнка служит эмоциональное одобрение со стороны окружающих и поощрение не только подарком, но и участием в выставке поделок, концертах для родителей и т. д.

С учётом национальных и региональных особенностей организуется взаимодействие коллектива детского сада с местными культурно-просветительскими учреждениями — библиотеками, домами культуры и творчества, музеями, парками, спортивными, музыкальными, художественными школами.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста успешно осуществляется на экскурсиях и выставках. На встречах с местными художниками, писателями, спортсменами, музыкантами дети знакомятся с творчеством собственного народа и других народов мира. И младшие, и старшие дошкольники привлекаются к участию в праздничных мероприятиях как в ДОУ, так и вне его стен (концерт в местном доме культуры или парке). В результате педагоги решают задачи развития у дошкольников художественно-эстетического вкуса, формирования чувства сопричастности к культурной жизни своего народа и эстетики общественного поведения.

Работа с семьёй — другое важное направление работы детского сада. Воспитатель на родительском собрании знакомит родителей с задачами эстетического воспитания дошкольников, с формами, методами и приёмами этой работы. Воспитатель должен хорошо знать, каков культурно-эстетический потенциал каждой семьи (например, есть ли среди родителей его воспитанников работники культуры и просвещения, кто из членов семьи увлекается народными промыслами, музыкальным или иным творчеством, имеются ли семьи с низким социально-педагогическим уровнем и др.).

Ответы на эти вопросы можно получить в процессе устного собеседования с родителями или анкетированием. Цель таких бесед — привлечение родителей и других членов семьи к участию в воспитании детей в ДОУ или оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям из неблагополучных семей. Недостатки эстетического воспитания в семье должен компенсировать правильный подход в детском саду.

Формирование эстетических понятий у школьников

К поступлению ребёнка в начальную школу происходят существенные изменения в деятельности его мозга: процесс восприятия информации происходит более точно, ребёнок становится чувствительнее к внешним воздействиям.

Учитель начальной школы, соблюдая принцип преемственности в воспитании и обучении детей, продолжает их воспитание различными средствами искусства, развивает личностные возможности образно-художественного восприятия действительности. Задачи воспитания и развития личности школьников включаются в содержание буквально всех занятий, классных часов, внутришкольных и внешкольных мероприятий. На родительских собраниях и индивидуальных консультациях школьный психолог (или социальный педагог, учитель музыки, рисования, физкультуры) может дать конкретные рекомендации родителям по развитию способностей учащегося.

Важной стороной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является их обучение вдумчивому и критическому отношению как к произведениям искусства, так и к происходящим процессам в социуме. В беседах по произведениям искусства различных жанров учитель:

  • формирует правильное отношение к отображённым событиям;
  • раскрывает нравственно-эстетическую сущность характеров героев произведения, их взаимоотношений и поступков;
  • учит давать им обоснованную оценку, отстаивать собственную точку зрения;
  • учит уважать чужое мнение, прислушиваться к нему.

Педагогика подросткового возраста предполагает более активное включение детей во внешкольную общественную жизнь, где формируются как эстетика гражданского поведения, так и социально значимые привычки (учитывание требований коллективной жизни, способность отвечать за свои поступки и слова, готовность прийти на помощь людям и животным).

Родители и учителя, учитывая повышенную потребность подростков в уважении к ним, должны считаться с личными вкусами и культурными потребностями ребёнка. Они должны понимать, что плохой эстетический вкус подростка — это результат плохой работы взрослых по его воспитанию в младшем возрасте. Решение многогранной задачи художественного и нравственного воспитания ребёнка успешно протекает только там, где ему уделяется много времени и внимания со стороны взрослых.

Не насмешка, не ирония, а терпеливое воспитание умения анализировать, сравнивать собственные и чужие чувства и переживания по поводу тех или иных культурных явлений и событий постепенно приведут воспитанника к зрелым размышлениям и понятию об истинных эстетических идеалах.

Значение библиотек

Библиотеки — школьные и муниципальные — являются центрами культурно-просветительной работы с детьми и взрослыми. Правильно организованная работа библиотеки формирует у людей активное гражданское отношение к жизни.

Тематика и формы мероприятий в библиотеке разнообразны — от индивидуальных бесед с детьми до грандиозных праздников по поводу значимых социально-культурных событий: литературно-художественные выставки, презентации новинок литературы, театрализованные зрелища, встречи с деятелями культуры, акции, конкурсы, дискуссии, фольклорные посиделки и т. д. Систематические обзоры периодической печати помогают учащимся правильно проанализировать и оценить процессы, происходящие в обществе.

В задачи библиотечного работника входит в доступной для детей форме дать определение понятиям прекрасного и безобразного, уродливого, возвышенного и низменного, отвратительного, комического и трагического не только в искусстве, но и в личной и общественной жизни. В результате чувства детей и подростков получают определённое направление, обогащаются знаниями, подвергаются самооценке и сознательной коррекции.

Библиотеки являются авторитетными участниками педагогических совещаний и конференций на темы художественного просвещения, нравственного воспитания детей и подростков. Мероприятия по эстетическому воспитанию в библиотеке, при условии тесного взаимодействия с педагогами и родителями, способствуют формированию потребности у детей в эстетическом самообразовании и самовоспитании. Библиотека — это своего рода школа эстетического воспитания взрослого и детского населения.

Педагогическое воздействие на личность человека с целью научить его видеть красоту окружающего мира называется эстетическим воспитанием. Воспитательный потенциал произведений искусства и природы громаден, но положительное воздействие на личность человека зависит от того, насколько он эстетически развит. Именно поэтому так важно заниматься эстетическим воспитанием детей и подростков.

Библиографическое описание:


Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792. — URL https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 10.08.2019).

Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного.

Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда…, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике.

Недостаток культуры, недостаточное эстетическое воспитание это большое упущение педагогов, которые скрывают от своих учеников настоящую красоту. Если, например, кабинет литературы украсить цитатами великих поэтов-классиков, кабинет географии фотографиями красивых пейзажей, кабинет истории фотографиями картин старины, то школьники рано или поздно начнут вчитываться и вглядываться в то, что их окружает. Соответственно и научатся ценить искусство со временем.

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание школьников еще с начальных классов приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения, начиная с ясельных групп детского сада и заканчивая молодыми аспирантами научных и технологических ВУЗов.

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание школьников подразумевает под собой следующие составляющие:

—          чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

—          знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

—          умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.

Важнейшим мотивом приобщения современного ребенка к прекрасному является наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Благодаря этому ребенок начинает понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты. Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим.

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка школьного возраста. Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ученика, но и формирует полное восприятие мира маленького человека.

Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы: К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.

Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:

—          эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.

—          эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.

—          эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.

—          эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом.

Литература:

1.      Касумзаде Ф. Ф. Воспитание Эстетического вкуса. Баку, 1991

2.      Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992

3.      Мамедов З. И. Эстетика и воспитание нового человека. Баку, 1988

4.      Подласый И. П. Педагогика. Москва, 1999

5.      Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2000

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Эстетическое
воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая
своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные
возможности развития школьников. Данная система включает в себя: 

      ·       учебную
деятельность учащихся, 

      ·        внеклассную и внешкольную работу

      ·       самовоспитание школьников. 

Внутри каждого
из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической
работы.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого
цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов
по искусству
. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ
эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть
целостного процесса эстетического воспитания.

С видами и жанрами искусства учащиеся знакомятся в процессе
овладения искусством. В школах нашей страны введены новые программы по музыке,
разработанные под руководством композитора Д. Б. Кабалевского. Они обеспечивают
подлинное единство обучения и воспитания
. Построение их тематическое. Песня,
танец, марш познаются детьми как три основные сферы музыки
. В литературе и
живописи раскрываются внутренние связи.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе
импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки
и стихов.
Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус
к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего
детства должен дозированно слушать музыку
. При этом дети быстрее овладевают
речью, становятся более подвижными и активными в общении
.

Программа по изобразительному искусству для средней школы
разработана под руководством художника Б. М. Неменского. Ее основной идеей
является связь искусства с жизнью. Каждый год — новая ступенька в познании
именно этих связей
. С точки зрения формирования художественной культуры
учащихся программа предусматривает прохождение трех этапов работы: 1
. Основы
художественных представлений, основы художественного мышления (знаний) и основы
художественного сознания (культуры)
. Реальные связи искусства с жизнью
осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности:
конструктивного, изобразительного и декоративного.
Учащиеся отдают предпочтения разным видам
искусства: одни — литературе, другие — музыке, театру, кино, изобразительному
искусству. Девочки, особенно в старших классах, более активны по отношению к
искусству, чем мальчики и юноши
. Исследователи пришли к выводу, что полезнее
развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства,
углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех
видов искусства.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение
литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное
эмоциональное его восприятие
. Это — первая стадия восприятия читаемого. На
второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не
убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее
. Третья стадия восприятия
художественного произведения — обдумывание прочитанного.
Многое для художественного образования и
воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с
происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе,
фактами деградации искусства в условиях капитализма
. Учитель имеет возможность
конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в
поведении людей.

Колоссальные возможности для эстетического развития детей
таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего
учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и
процессов
. Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю
зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им
приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное
. На
уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под
эстетическим углом зрения. Сколько раз они любовались крупными снежинками и
ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики
. Новые требования озадачивают
детей, пробуждают интерес
. Изучение фактов, явлений, законов науки много
выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых,
открывших эти законы природы
. Высокие нравственные и эстетические качества
ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического
самовоспитания учащихся.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. С. Т.
Шацкий и В
. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная
работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством
учащихся
. При этом школьники получают возможность проявить свою
индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой
жизненный и эстетический опыт
. Внеклассная и внешкольная работа по
эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в
целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное
время можно выделить три взаимосвязанных звена:

1) эстетическое просвещение,

2) развитие эстетических чувств

3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит
ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие
возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым
столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др. Наиболее
эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно
старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть
организованы по изучению как общих основ теории и искусства, так и отдельных
направлений и жанров искусства
. В средних классах необходима продуманная
система бесед по эстетике. Неоценимое значение для художественного образования
старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану
. Специальные
исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с
учащимися
. При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень
школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного
потребления лекционной информации вне школы
.  Лекции по искусству несут в себе, как
правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В
методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений
искусства, т
. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не
доминировали над размышлением об искусстве
. Ценимой учащимися формой познания
основ эстетики является чтение книг по искусству
. Следовательно, чтением
учащихся также необходимо руководить.

Известную искусствоведческую информацию школьники
получают на занятиях кружков, хотя их основное назначение — практическое
приобщение учащихся к литературе и искусству.В процессе художественного просвещения учащиеся
должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая
те, которые их особенно интересуют. Но вместе с тем должен быть строго проведен
целенаправленный отбор как теоретического материала, так и произведений
искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у
школьников интерес к высокохудожественным произведениям.

Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во
внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному
восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов,
прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений
изобразительного искусства, театра
. Основное назначение этих форм
эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации
чувственно-эстетического опыта школьников. Опыт школ убеждает в том, что
систематическое слушание, например, классической музыки
постепенно приводит к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней
. Следует,
однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства
требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот
рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия
произведений искусства
. При подготовке и проведении музыкальных лекториев,
вечеров, дискотек важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить
соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное —
позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических
чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого
вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь.
Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего
свободного времени отдают телевидению и кинематографу.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает
театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к
восприятию театрального искусства, но самое главное — создавать условия, при
которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров
.

Формами обогащения художественного опыта учащихся во
внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические
объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др.
Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую
активность учащихся.

Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию
и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в
литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или
каком-либо другом творчестве. В искусстве, как в познании и труде, созидание
должно преобладать над потреблением
. Например, даже систематическое и
внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника
к музыкальному искусству
. Школьник должен стать исполнителем музыкальных
произведений
. Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и
мелодию.

Особенно большое значение для глубокого познания искусства и
перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная
самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных
социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии
учащихся. Согласно открытому Л. С. Выготским «закону реальности чувств», самые
фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной
психологической основе.

Школьная художественная самодеятельность не ставит своей
целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели
искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности. Через
искусство школьники приобщаются к активной общественной деятельности. Участники
творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в
художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей,
нести культуру в массы.

Правильно поставленное эстетическое воспитание
направлено на побуждение школьников к самовоспитанию. Оно же призвано
руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уссурийский государственный педагогический институт»

Курсовая работа

тема: «Особенности эстетического воспитания подростков»

Выполнила: Студентка 5 курса

2 высшее кафедра биологии,

химии и психологии

г.Уссурийск, 2011г.

Содержание

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание

1.1 Понятие эстетического воспитания

1.2 Виды эстетического воспитания

Глава 2. Особенности эстетического воспитания

2.1 Эстетическое воспитание в системе образования

2.2 Эстетическое воспитание подростков

Заключение

Список литературы

Введение

В данной работе я рассмотрю тему «Особенности эстетического воспитание подростков». Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Потому актуальность данной темы и данного направления воспитательной работы в целостном педагогическом процессе не вызывает сомнений.

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.

В основе организации современной системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

И так, рассмотрим подробнее эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

Глава 1. Эстетическое воспитание

1.1 Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих (настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика) – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. [10]

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности .

1.2 Виды эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.[16]

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.[2]

Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.