Детские страхи: виды, причины и особенности проявления

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Детские страхи

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Страх — нормальное явление для правильно развивающегося организма. Это защитная реакция на раздражитель. Страх, проявляющийся в соответствии с возрастными развитием, чаще всего проходит самостоятельно или легко поддаётся корректированию. Психология определяет страх как одну из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие угрожающего характера и может развиваться в любом возрасте.

Определение понятия

Детские страхи — явление, обусловленное возрастными особенностями развития психики, с которым в той или иной степени приходится встречаться и работать всем родителям, воспитателям, педагогам.

Даже в совершенно различных цивилизациях у детей на определённых этапах развития проявляются некоторые общие страхи, например, боязнь разлуки с мамой, темноты, агрессивных животных, резких звуков и некоторые другие. А значит, возникновение фобий является важной частью общих закономерностей развития психики ребёнка.

Страхи, возникающие в результате нормального развития ребёнка, не требуют серьёзного вмешательства со стороны специалистов и их несложно скорректировать в домашних условиях самим родителям.

Виды и проявление детских страхов

Страхи можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные:

  • Ситуационный возникает в опасной, необычной или шокирующей обстановке: громкий звук, резкое изменение окружающей обстановки, пугающее поведение людей или животных, опасная ситуация.
  • Личностный определяется характером человека и может проявиться в новой обстановке, при контакте с незнакомыми людьми, животными, предметами.

Каждому возрасту присущи определённые фобии, проявляющиеся в большей или меньшей степени.

До года малыша могут пугать громкие звуки, незнакомые люди, различные неожиданные ситуации, резкая смена обстановки. Этому возрасту часто присуща также боязнь высоты. Боязнь разлучения с мамой появляется у малышей уже с первых месяцев жизни.

В возрасте 1—2 лет может прибавиться страх травмирования, это связано с тем, что происходит активное освоение двигательных навыков. Часто присутствует сильная боязнь разлуки с родителями. А также ребёнок может бояться сновидений, из чего может появиться страх засыпать.

В 2—3 года страх разлуки с родителями всё ещё силён, добавляется страх отвержения с их стороны, может пугать изменение уклада жизни, природные явления (гром, град, ветер, молния). Серьёзной проблемой может оказаться боязнь сновидений, особенно если малышу снятся кошмары.

В 3—5-летнем возрасте часто проявляется страх перед вымышленными чудовищами и сказочными персонажами. Маленькие дети неспособны чётко разделять реальность и мир снов, сказок, фильмов. Кощей бессмертный и Баба-яга для малыша — персонажи, которых он может вполне реально бояться.

Возраст 5—7 лет может характеризоваться возникновением страха физической боли и насилия. При этом страх одиночества и потери родителей, страх потеряться самому и прочие страхи более ранних периодов могут сохраняться.

Проявится ли тот или иной страх и насколько сильными будут его проявления, зависит от особенностей психики конкретного ребёнка и от окружающей его обстановки.

Причины возникновения

Причиной возникновения страха и тревожности у детей является особенность детской психики отличающейся большей восприимчивостью, ранимостью, обострённым восприятием внешних воздействий и неспособностью в должной мере им противостоять. Такие явления, как тревожность и страх, если они действительно обусловлены возрастными особенностями развития, чаще всего имеют временный характер.

Если же страхи не проходят долгое время и переживания, которые они вызывают, тяжело переносятся ребёнком, это чаще всего говорит о том, что причиной является какое-либо серьёзное психическое потрясение, перенапряжение нервной системы. Такие состояния требуют консультации специалистов, которые могут помочь родителям определить причину и вывести ребёнка из сложного состояния.

Часто ситуации, способствующие возникновению детских страхов и тревожности, создают сами родители и ближайшее окружение ребёнка. Неосознанное или даже целенаправленное запугивание малыша, неблагоприятные, проблемные отношения между родителями, неадекватное отношение родителей к детям, — всё это может спровоцировать возникновение детских страхов.

Возможные последствия

Непреодоленные и патологические страхи, проявляющиеся в крайних формах, могут тормозить психоэмоциональное и даже физическое развитие и приводить к проблемам во взрослой жизни человека. Невозможность приспособиться к окружающему миру, сложности в коммуникации, проблемы в семейной жизни — причиной всего этого могут быть не скорректированные вовремя детские страхи.

Способы преодоления

В первую очередь, преодоление детских страхов — это проблема родителей и ближайшего окружения малыша. Понимая, что боязнь в определённом возрасте каких-то ситуаций, вещей или существ — это нормальное явление, родители должны помочь ребёнку пережить этот сложный для него период и не дать перерасти фобиям в неврозы.

Даже незначительные, а может быть, даже глупые или нелепые (по мнению взрослых) фобии необходимо с ребёнком обсуждать. Малыш не должен бояться рассказывать взрослым о своём страхе. А взрослые не должны преуменьшать значимость его переживаний. Стоит постараться отвлечь и мягко переубедить малыша, объяснить, чего бояться не стоит, показать, что он находится под надёжной защитой взрослых.

В процессе воспитания стоит избегать некоторых моментов, способных спровоцировать возникновение страхов или усилить уже имеющиеся фобии.

  • Ребёнок, особенно первых лет жизни, формирует свою реакцию на то или иное событие, основываясь на реакциях взрослых из ближайшего окружения. Излишне эмоциональные реакции («упадёшь!», «нельзя!» и т. д. ) родителей могут способствовать возникновению боязни каких-либо ситуаций, предметов, явлений.
  • Запугивание ребёнка («дядей», «бабайкой», «полицией» и т. п. ) положительного эффекта не принесёт, а вот развить дополнительные страхи, скорее всего, может.
  • Детям очень важно чувствовать любовь родителей и защищённость рядом со своими близкими. Родители, обещающие малыша «отдать», «оставить», «уйти», только усугубляют боязнь остаться одному, потерять родителей, зарождают чувство ненужности.

В то же время дети, родители которых находят время для совместных игр, разговоров, умеют говорить о своих чувствах к ребёнку, легче переживают периоды обострения возрастных страхов и выходят из них без последствий.

Коррекция страхов у дошкольников

В некоторых случаях для коррекции боязни необходима помощь специалистов. Различные методы психокоррекции можно применять после консультации специалиста в домашних условиях, в чём-то могут помочь воспитатели и психологи в детских дошкольных учреждениях.

Такие симптомы, как раздражительность, чрезмерная эмоциональность, нервозность, капризность, навязчивые действия и привычки (обгрызание ногтей и прочее), проблемы с засыпанием и сном — всё это может быть последствиями детских фобий.

Диагностика детских страхов у дошкольников в зависимости от возраста проводится в форме беседы, игры, оценка тревожности может быть проведена через рисунок, сказку.

Составленная в процессе диагностики характеристика покажет, насколько ребёнок тревожен и укажет пути преодоления проблемы.

Существует множество методик, помогающих справляться с фобиями у детей дошкольного возраста. Все их можно разделить на два основных направления: игра и художественная деятельность.

Терапия через игру может проводиться в различных её видах: сюжетные игры, ролевые игры, подвижные игры и т. д. Такие методики помогают ребёнку раскрыться, преодолеть неуверенность в себе и пережить травмирующее воздействие без последствий, избавившись от фобий и тревожности. Такие методики часто оказываются единственным вариантом коррекции для малышей первых двух-трёх лет жизни.

В качестве художественной деятельности может применяться рисование, цветотерапия, лепка, рисование песком, аппликация, музыкальная терапия, танцетерапия. Все эти методики помогают ребёнку осознать свой страх, выразить его тем или иным способом, а в результате и преодолеть.

Перенесение предмета боязни в сказочный мир, изображение его на бумаге или попытка изобразить его другим способом (часто это делается в смешном и нелепом виде) обычно приводит к тому, что фобия постепенно отступает.

В совокупности с основными методами часто применяются ароматерапия, куклотерапия, сказкотерапия, общение с природой.

Несмотря на то что переживание страхов является неотъемлемым элементом развития психики, непроходящие состояния, связанные с боязнью и фобиями, могут негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребёнка и препятствовать гармоничному развитию личности.

Воспитание адекватной боязни реальных опасностей и угроз должно проходить в совокупности с поддержанием в ребёнке уверенности в себе, чувства защищённости. Любовь, забота, внимательное и чуткое отношение родителей к своему ребёнку всегда будут лучшими мерами профилактики развития детских фобий и тревожности.