Альтруизм: определение слова, и примеры поступков из жизни

Сегодня мы поговорим об альтруизме. Откуда вообще пошло это понятие и что скрывается за этим словом. Разберем значение выражения «альтруистический человек» и дадим характеристику его поведения с точки зрения психологии. А затем найдем отличия альтруизма от эгоизма на примере благородных поступков из жизни.

Что такое «Альтруизм»?

В основе термина лежит латинское слово «alter» -«другой». Если кратко альтруизм — это бескорыстная помощь другим. Человека, который всем помогает, не преследую какой то выгоды для себя называют альтруистом.

Как сказал шотландский философ и экономист конца XVIII века Адам Смит: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье».

Определение альтруизма

Альтруизм – это деятельность человека, направленная на заботу о другом человеке, его благополучии и удовлетворении его интересов.

Альтруист – это человек, в основе нравственных понятий и поведения которого лежит солидарность и забота в первую очередь о других людях, об их благополучии, соблюдении их желаний и оказании им помощи.

Альтруистом индивидуума можно назвать тогда, когда при его социальном взаимодействии с другими нет корыстных мыслей о собственной выгоде.

Есть 2 очень важных момента: если человек действительно бескорыстен и претендует на право называться альтруистом, то он должен быть альтруистичен до конца: помогать и заботиться не только о своих близких, родных и друзьях (что является его естественным долгом), но и оказывать помощь совершенно посторонним людям вне зависимости от их половой, расовой, возрастной, должностной принадлежности.
Второй важный момент: помогать без ожидания благодарности и взаимности. В этом коренное отличие альтруиста от эгоиста: альтруистический человек, оказывая помощь, не нуждается и не ждет похвалы, благодарности, ответной услуги в ответ, не допускает даже мысли, что ему теперь что-то должны. Ему претит сама мысль о том, что своей помощью он поставил человека в зависимое положение от себя и может ожидать помощи или услуги в ответ, сообразно с потраченными усилиями и средствами! Нет, истинный альтруист именно помогает бескорыстно, в этом его радость и главная цель. Он не относится к своим действиям как к «инвестициям» в будущее, не подразумевает, что ему это вернется, просто дает, не ожидая ничего взамен.

В этом контексте хорошо привести пример мамочек и их деток. Одни мамы дают ребенку всё, в чем он нуждается: образование, дополнительные развивающие занятия, которые раскрывают таланты ребенка – именно то, что нравится ему САМОМУ, а не его родителям; игрушки, одежду, путешествия, походы в зоопарк и на аттракционы, балование сладостями по выходным и мягкий, ненавязчивый контроль. При этом они ведь не ожидают, что ребенок, став взрослым, отдаст им деньги за все эти развлечения? Или что он обязан до конца жизни быть привязанным к матери, не иметь личной жизни, как она не имела, будучи занята с младенцем; тратить на нее все свои средства и время? Нет, такие мамы этого не ожидают – они просто ДАЮТ это, потому что любят и желают счастья своему малышу, и ни разу потом не попрекают своих детей потраченными средствами и силами.
Есть другие мамочки. Набор развлечений тот же самый, но чаще всего все это навязанное: дополнительные занятия, развлечения, одежда – не те, что хочет ребенок, а те, что родители выбирают для него и считают лучшим и нужным для него. Нет, может быть в маленьком возрасте ребенок сам не в состоянии адекватно подобрать себе одежду и рацион питания (вспомните, как дети обожают чипсы, попкорн, сладости в огромных количествах и готовы неделями питаться кока-колой и мороженым), однако суть в другом: родители относятся к своему ребенку как к выгодной «инвестиции».

Когда он вырастает, в его адрес звучат фразы:

  • «Я тебя растила не для этого!»,
  • «Ты должен за мной ухаживать!»,
  • «Ты меня разочаровал, я столько в тебя вкладывалась, а ты!…»,
  • «Я потратила на тебя молодые годы, а ты чем мне платишь за заботу?».

Что мы здесь видим? Ключевые слова – «платишь за заботу» и «вкладывалась».

Уловили, в чем загвоздка? В альтруизме нет понятия «гордыня». Альтруист, как мы уже говорили, НИКОГДА не ожидает платы за свою заботу о другом человеке и его благе, за свои добрые дела. Никогда он не относится к этому как к «вложению» с последующими процентами, просто помогает, одновременно становясь лучше и самосовершенствуясь.

Отличие альтруизма и эгоизма.

Как мы уже говорили, альтруизм – это деятельность, направленная на заботу о благополучии других.

А что такое эгоизм? Эгоизм – это деятельность, направленная на заботу о собственном благополучии. Видим здесь вполне очевидную общую концепцию: в обоих случаях есть Деятельность. А вот в результате это деятельности – основное различие понятий. Которые мы рассматриваем.

В чем различие альтруизма и эгоизма?

  1. Мотив деятельности. Альтруист делает что-либо, чтобы другим было хорошо, в то время как эгоист – чтобы было хорошо ему самому.
  2. Потребность в «плате» за деятельность. Альтруист не ждет вознаграждений за свою деятельность (денежных или словестных), его мотивы гораздо выше. Эгоист же считает вполне естественным, чтоб его хорошие поступки замечали, «клали на счет», запоминали и отвечали услугой за услугу.
  3. Потребность в славе, похвале и признании. Альтруисту не нужны лавры, похвалы, внимание и слава. Эгоисты же любят, когда их поступки замечают, восхваляют их и приводят в пример как «самых бескорыстных людей на свете». Ирония ситуации при этом, конечно, вопиющая.
  4. Эгоисту выгоднее молчать о своем эгоизме, так как это по определению считается не самым хорошим качеством. В то же время в признании альтруиста Альтруистом нет ничего предосудительного, так как это достойное и благородное поведение; считается, что если б все были альтруистами, мы жили бы в лучшем мире.
    В качестве примера этого тезиса можно привести строчки из песни «If Everyone Cared» группы Nickelback:
    If everyone cared and nobody cried
    If everyone loved and nobody lied
    If everyone shared and swallowed their pride
    Then we’d see the day when nobody died
    В вольном переводе можно пересказать так: «когда каждый будет заботиться о другом и не будет грустить, когда в мире будет любовь и не будет места лжи, когда каждый устыдится своей гордыни и научится делиться с другими – тогда мы увидим день, когда люди будут бессмертны»
  5. По характеру эгоист – тревожный, мелкий человек, гоняющийся за собственной выгодой находящийся в постоянных расчетах – как бы тут получить выгоду, где бы там отличиться, чтоб заметили. Альтруист же спокоен, благороден и уверен в себе.

Примеры альтруистических поступков.

Самый простой и яркий пример – солдат, закрывший собой мину, чтобы его боевые товарищи остались в живых. Таких примеров много в военные периоды, когда ввиду опасных условий и патриотизма практически у всех просыпается чувство взаимопомощи, самопожертвования и товарищества. Подходящий тезис здесь можно привести из популярного романа «Три мушкетера» А. Дюма: «Один за всех и все за одного».

Другой пример – жертвование собой, своим временем и силами ради ухода за близкими. Жена алкоголика или инвалида, который не может сам о себе позаботиться, мать ребенка-аутиста, вынужденная всю жизнь возить его по логопедам, психологам, терапевтам, ухаживать и оплачивать его учебу в интернате.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с такими проявлениями альтруизма, как:

  • Наставничество. Только это действует при полном бескорыстии: обучение менее опытных сотрудников, обучение трудных учеников (опять же, без взимания за это платы, просто на благородных началах).
  • Благотворительность
  • Донорство
  • Организация субботников
  • Организация бесплатных концертов для детей-сирот, стариков и больных раком.

Какими качествами обладает альтруистический человек?

  • Бескорыстие
  • Доброта
  • Щедрость
  • Милосердие
  • Любовь к людям
  • Уважение к другим
  • Жертвенность
  • Благородство

Как мы видим, все эти качества имеет направление не «к себе», а «от себя», то есть давать, а не брать. Эти качества гораздо легче развить в себе, чем кажется на первый взгляд.

Как можно развить в себе альтруизм?

Мы можем стать альтруистичнее, если будем совершать две простейшие вещи:

  1. Помощь другим. Причем совершенно бескорыстно, не требуя взамен хорошего отношения (которое, кстати, появляется обычно именно тогда, когда его не ждешь).
  2. Заниматься волонтерской деятельностью – ухаживать за другими, опекать их и заботиться. Это может быть помощь в приюте бездомных животных, в домах престарелых и детских домах, помощь в хосписах и всех местах, где люди сами не могут о себе позаботиться.

При этом мотив должен быть только один – бескорыстная помощь другим, без желания славы, денег и повышения своего статуса в глаза других.

Стать альтруистов легче, чем кажется. На мой взгляд, нужно просто успокоиться. Перестать гоняться за выгодой, славой и уважением, просчитывать выгоды, перестать оценивать мнение других о себе и унять желание всем нравиться.

Ведь истинное счастье заключается именно в бескорыстной помощи другим. Как говорится, «в чем смысл жизни? – в том, скольким людям ты поможешь стать лучше».

Больше информации по теме:

Есть такое несерьёзное высказывание: «Эгоист — это тот, кто любит себя больше, чем меня». Другими словами, эгоистичный человек ставит свои желания превыше интересов окружающих. Следуя этой логике, альтруист должен быть готов поступиться своими потребностями ради благополучия других людей.

Но что такое альтруизм с точки зрения биологии, психологии и социологии, и какую роль он играет в жизни общества?

Основные определения альтруизма

Существует множество определений, каждое из которых отражает ту или иную сторону этого понятия. Вот некоторые из них:

  • бескорыстное поведение человека по оказанию помощи и поддержки окружающим;
  • готовность действовать в ущерб собственным интересам ради всеобщего блага;
  • одно из проявлений человеческой природы, базирующееся на чувстве жалости;
  • нравственный принцип, в основе которого лежит потребность индивида совершать добрые поступки.

Единого мнения о появлении альтруизма, его функции и значении в жизни людей среди учёных нет. Более того, некоторые теории явно противоречат друг другу. Так, основоположник социологии Огюст Конт считал, что альтруистические действия личности должны приносить пользу исключительно другому человеку.

Но некоторые проведённые исследования натолкнули психологов на мысль, что поступки альтруиста не такие уж и бескорыстные. Он либо рассчитывает на некое вознаграждение в будущем, либо стремится получить одобрение и признание окружающих. Возможно, человек не осознаёт своих мотивов и искренне убеждён, что действует исключительно в интересах других людей. Например, в результате одного из экспериментов было выяснено, что испытуемые гораздо чаще совершали альтруистические действия, если за ними наблюдали другие члены группы.

Самые распространенные теории

Среди наиболее распространённых научных теорий, пытающихся объяснить причины, побуждающие человека совершать бескорыстные поступки, можно выделить следующие:

  • эволюционная;
  • общественного обмена;
  • социальных норм.

Рассмотрим кратко каждое из этих направлений.

Эволюционная или биологическая теория

Живые существа часто совершают поступки, в результате которых подвергают себя опасности, но именно это способствует выживанию рода в целом. Таким образом, альтруизм можно рассматривать как один из механизмов сохранения генотипа.

Закономерно встаёт следующий вопрос: как одновременно в природе могут существовать бескорыстная жертвенность и естественный отбор, который является крайне эгоистическим процессом?

В разгадке этого ребуса огромную роль сыграли учёные Р. Фишер, Д. Холдейн и У. Гамильтон, которые создали теорию родственного отбора. Для того чтобы понять её суть, необходимо уяснить, что на уровне генов ни о каком альтруизме речи не идёт. Любое появление «доброго» или «жертвенного» гена, в процессе эволюции приведёт к тому, что он будет вытеснен менее «жалостливыми» коллегами и просто исчезнет.

В то же время вариации одного и того же гена (аллели) присутствуют во многих организмах. С точки зрения естественного отбора, совершенно безразлично, какие именно из них продолжат размножаться, а какие погибнут, важен лишь итог, то есть общее увеличение численности популяции. Поэтому иногда гену выгодно принести в жертву некоторые свои копии, чтобы другие, заключённые в иных организмах, получили определённые преимущества. Другими словами, ради сохранения генофонда в целом приходится жертвовать отдельными организмами.

Естественный отбор позволит «доброму» гену распространиться в популяции только в том случае, если репродуктивное преимущество, полученное в результате совершённого альтруистического акта, превысит ущерб, нанесённый «жертвователю». Эта закономерность в биологии называется правилом Гамильтона.

Нужно отметить, что обозначенные выше тезисы эволюционной теории представлены в очень упрощённом виде. Для лучшего понимания сути вопроса приведём пример, взятый из книги российского биолога А. Маркова «Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа».

Итак, представим море, рыбака, парящую чайку. Разделав часть улова, человек бросил потроха селёдки в море. Заметив это, чайка издаёт несколько призывных криков, подлетает и набрасывается на пищу. На её зов прилетают другие птицы, которые тоже не прочь отобедать. Они начинают отнимать еду, буквально выхватывая из клюва любезно пригласившего их сородича куски рыбы. Чайка начинает активно сопротивляться. Разыгрывается настоящая баталия! Спрашивается, зачем чайка позвала других птиц, ведь в этом поступке нет никакой выгоды для неё? А если уж позвала, то почему добровольно не делится, а всячески пытается оставить еду себе?

Всё дело в причудливом сочетании альтруистического и эгоистического поведения. Поскольку в природе чайки питаются стайными рыбами, то рядом с одной селёдкой, замеченной птицей, в большинстве случаев, есть и другие. А значит, еды должно хватить на всех. Таким образом, ущерб, понесённый самой чайкой в результате альтруистического акта, будет минимальный, а выгода для других птиц будет весьма ощутима. Все останутся сытыми, довольными и оставят многочисленное потомство. Именно поэтому, в соответствии с правилом Гамильтона, в результате естественного отбора у чаек закрепился «призывный крик».

Но в рассматриваемом случае человек бросил в море потроха только одной рыбы. Отдав добычу, чайка останется голодной. Да и на всех прилетевших птиц такого количества пищи явно не хватит. Получается, что сама чайка останется в проигрыше, а преимущества, которые получат другие, будут несущественны. Значит, случайно появившийся «добрый» ген, заставляющий птицу делиться добычей в ущерб себе, в процессе эволюции не закрепится и исчезнет.

Для того чтобы разобраться, в каких ситуациях стоит кричать и звать других на трапезу, а когда лучше съесть всё в одиночестве, нужно развитое сознание, которым, в силу определённых причин, чайка не обладает.

Таким образом, в биологии альтруизм рассматривается как поведение, способствующее сохранению генотипа и репродуктивному успеху других организмов, даже в ущерб себе.

Общественный (социальный) обмен

Эта теория базируется на убеждении, что альтруизм представляет собой глубинное (скрытое) проявление эгоизма. Прежде чем вступить во взаимодействие с другим человеком, оказать ему помощь или поддержку каждый индивид мысленно просчитывает собственную выгоду от подобных поступков. При этом каждый хочет получить максимальное вознаграждение при затрачивании минимальных усилий.

Известный социолог Д. Майерс привёл пример размышлений, предшествующих совершению человеком альтруистического акта. Перед тем как откликнуться на призыв сдать кровь для своего сокурсника, студенты оценивали негативные и позитивные последствия своего решения.

Их рассуждения строились примерно по следующей схеме: «Если соглашусь, то придётся тратить своё свободное время. Возможно, мне будет больно. Но зато я совершу хорошее дело, получу бесплатный завтрак и буду хорошо выглядеть в глазах знакомых. А если откажусь, то буду чувствовать себя виноватым, да и другие не поймут и будут осуждать. Но тогда мне не нужно отказываться от приятных планов на вечер».

Итак, с позиций рассматриваемой теории человек совершает альтруистический поступок тогда, когда рассчитывает получить взамен какой-нибудь бонус. Вознаграждение за бескорыстие может быть:

  • внешним (уважение, улучшение имиджа);
  • внутренним (уверенность в себе, повышение самооценки).

Идея эгоистической составляющей альтруизма нашла своё развитие в трудах М. Шаллера и Р. Чалдини. Эти социологи причину помощи малознакомым людям, попавшим в беду, видят в желании человека избавиться от дискомфорта, причиняемого вынужденным наблюдением за чужими страданиями.

Учёные признают, что по отношению к своим родным и близким людям человек чаще склонен проявлять истинный альтруизм. Примеры из жизни это подтверждают. Так, парень с большей готовностью придёт на помощь любимой девушке, а не случайной прохожей. Но именно альтруизм, в основе которого лежит эмпатия, по мнению многих исследователей, представляет опасность для общественной морали, поскольку побуждает заботиться о друге и оставляет равнодушным к страданиям других людей.

Теория социальных норм

Часто люди поддерживают друг другу не потому, что рассчитывают получить выгоду или поощрение, а из-за чувства долга и ответственности. Увидев на улице первоклассника, который никак не решается перейти проезжую часть рядом со школой, большинство взрослых людей поможет ему просто потому, что так нужно и должно поступать в сложившейся ситуации. Именно в теории социальных норм значение слова «альтруист» приобретает оттенок нравственности и морали.

Выделяют две социальные нормы, которые определяют причины бескорыстного поведения:

  • Норма взаимности. Э. Гоулднер считал, что человек должен помогать тем, кто поддерживает его. Другими словами, на добро нужно отвечать только добром. Это правило социолог называл настоящим кодексом чести, единственным и универсальным. Именно поэтому людям трудно просить о помощи, если им нечего предложить взамен.
  • Норма ответственности. Распространяет своё действие на тех, кто в силу объективных причин не может быть равноценным участником социальных отношений (дети, пожилые, люди с ограниченными возможностями). Обязывает членов общества помогать нуждающимся без ожидания какого-либо вознаграждения за свои действия.

Виды и формы альтруизма

В зависимости от проявления можно выявить следующие виды альтруизма:

  • Родительский. Выражается в готовности отца и матери идти на жертвы ради благополучия своих детей.
  • Нравственный. Предполагает совершение благих поступков из-за внутренней потребности приносить пользу обществу и служить людям.
  • Эмпатийный. Это альтруизм друзей, готовых всегда выслушать и поддержать в трудную минуту.
  • Сочувствующий. Человек как бы примеряет на себя сложную ситуацию, в которой оказался другой. Проникнувшись сочувствием, он стремится оказать посильную помощь.
  • Групповой (социумный). Благие намерения и добрые поступки распространяются исключительно на членов определённой группы (родственники, коллеги).
  • Демонстративный. Человек проявляет заботу о ближних и ведёт себя достойно, поскольку такого поведения ожидает от него общество.
  • Патологический. Иногда психически неуравновешенные люди отождествляют себя с теми, кто попал в сложную ситуацию, они начинают маниакально заботиться об окружающих людях и пытаться им помочь. Но такое поведение, зачастую приносящее вред, нельзя назвать альтруизмом. Это в психологии и психиатрии рассматривается как патологическое состояние.

Подразделение бескорыстного поведения на виды является условным и зависит от точки зрения исследователя. Приведённый перечень не является исчерпывающим.

К какой бы теории происхождения альтруизма ни склонялись учёные, все они признают безусловную ценность совершаемых человеком добрых поступков и считают бескорыстие необходимым условием для развития гармоничного и здорового общества.